Рецензия на книгу Патрисии Мэдсон

Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить

Рецензия написана по просьбе издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Уроки импровизации «Наблюдая по телевизору за соревнованиями зимней Олимпиады в Сочи, я думала: «А ведь россияне — такие же жители нашего быстро меняющегося мира, как и мы. Пожалуй, им тоже пригодится эта книга» - так автор, Патрисия Мэдсон (профессор Стенфордского университета) начинает предисловие к русскому изданию своей книги «Уроки импровизации».

Я человек творческий, и поэтому не особо люблю рамки и шаблоны, мне нравится импровизация…
«Наша жизнь- это импровизация» говорит автор - и в этом есть определенный смысл, другое дело, какого качества эта импровизация? Импровизация бывает примитивная, банальная, а бывает красивая, яркая, и очень эффективная (т.е. та, которая с минимальными затратами и максимальными эффектами ведет к намеченному результату). Открывая книгу Патриции Мэдсон, именно про такую импровизацию и хотелось бы почитать, увидеть интересные примеры, и конечно, те уроки, которые как раз и развивают такой уровень импровизации… (поскольку примитивного и банального в нашей жизни и так хватает – этому не надо учиться, это и так дано).

О чем книга Патриции Мэдсон "Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить".
В целом все содержание книги вертится в формате "делай..., и будь, что будет", а именно: соглашайся, не бойся ошибок, не напрягайся, будь посредственен (не ставь сверхзадач) и т.д.

По тексту так же проскальзывают и более серьезные мысли:
- "Концентрируйте внимание на настоящем, и вы станете мудрее";
- "В каждом из нас уже заложены решения, слова, изображения, истории и советы. Доверьтесь своему воображению. Доверьтесь своему разуму";
- "Главное, чтобы у вас был гибкий ум и готовность действовать"...


И все вокруг этого с небольшими примерами в духе: «на прошлой неделе я забыла купить картофель на обед, так что пришлось импровизировать…», или «мать троих детей и выпускница моего курса Гертруда…», или "много лет назад у меня была студентка-домохозяйка Мэри…"

А теперь в противовес тому, что «Вся наша жизнь и прошлый опыт уже подготовили нас к выходу на сцену. У нас достаточно идей, слов, образов и мыслей. Надо только перестать выбирать...» (с. 49).

Да, жизненного опыта хватает человеку для того, чтобы жить, общаться, чего-то добиваться… - в обычных ситуациях этого достаточно, другое дело, какого качества будет это общение в необычных, сложных ситуациях, к примеру, когда с вами никто особо и не хочет общаться? – не здесь ли нужно (как и в любом другом деле) тщательно готовиться, постоянно развивая свое мастерство?
Пару слов по этому поводу.

Развитие личностной (как осознанной, так и неосознанной) эффективности проходит несколько стадий:
- от неосознанной неэффективности (той самой примитивной импровизации),
- через осознание этой неэффективности (мы учимся на ошибках...) и
- к развитию осознанной эффективности - когда человек учиться думать, прежде, чем что-то делать, постоянно разбирает различные схемы-комбинации, анализирует свое поведение - какое влияние оно оказывает на других, как сделать по другому, лучше и т.д.

В постоянной тренировке рождается настоящее мастерство (причем, в любом деле) и, как результат, неосознанная эффективность, как высококлассная, профессиональная импровизация, когда сознание, не особо утруждает разум тем, как надо или как не надо, четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию, прислушивается к своим душевным (эмоциональным) порывам, и выдает наиболее правильное решение – как именно действовать в каждый конкретный момент времени и в ситуации в целом, чтобы все получалось так, как надо, или даже более того…

И особенно красиво подобные импровизации получаются у тех, кто помимо усердной тренировки обладает и определенными творческими, креативными талантами, в том числе и чувством юмора, как мгновенной способности находить смешное и необычное в обычном…

Пример суперимпровизации от Остапа Бендера (Ильф и Петров «12 стульев»).
Следуя всем правилам П. Мэдисон, Остап Бендер не сидел на месте, постоянно менял свое местоположение, ни к чему особо не готовился, ничего особо не боялся и там, где он появлялся, всегда начиналось представление-шоу. Так случилось и в небольшом провинциальном городке Васюки, который благодаря креативным талантам Остапа Ибрагимовича волшебным образом превратился для членов местного шахклуба в мегаполис - столицу шахмат- «Нью-Москву» (тот случай когда «Остапа понесло»):

— Вы не поверите,— говорил он,— как далеко двинулась шахматная мысль. Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был. Шахматный мир в беспокойстве.
Гроссмейстер перешел на местные темы.
— Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется: шахсекция. Скучно, девушки! Почему бы вам, в самом деле, не назвать ее как-нибудь красиво, истинно по-шахматному. Это вовлекло бы в секцию союзную массу. Назвали бы, например, вашу секцию: «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль», или «Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы! Звучно! Идея имела успех.
...
— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш «Шахклуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?
Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.
Остап Бендер — Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир, Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир..."
...
Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Во-первых, речной транспорт такого количества пассажиров поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки. Это — раз. Два — это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три — поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать — овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты. Дворец, в котором будет происходить турнир,— четыре. Пять — постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию. Это — в-шестых. Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва-Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перевезти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт «Большие Васюки» — регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая ЛосАнжелос и Мельбурн."
...
И как эффект: "Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках…
Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах, приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы. Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот — все остановилось. Из фешенебельной гостиницы «Проходная пешка» вышел чемпион мира Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милиционер, одетый в специальную шахматную форму (галифе в клетку и слоны на петлицах), вежливо откозырял. К чемпиону с достоинством подошел одноглазый председатель васюкинского «Клюба четырех коней»"
...


— Не беспокойтесь,— сказал Остап,— мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
— Всего мира!!! — застонали оглушенные васюкинцы.
— Да! А впоследствии и вселенной. Шахматнаямысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!

Вот это супер импровизация... Толкнуть не подготовленным речь в той области, где ты на уровне «е2-е4» среди тех, кто глубоко в теме и толкнуть так, что те будут слушать с открытыми от изумления и восторга ртами – это супер мастерство, супер импровизация…

Вот про такого уровня импровизацию в общем-то и хотелось бы почитать, хотя, один только призыв "начните жить спонтанно", "не бойтесь выходить за рамки…" , нежели крутиться в постоянном - «я не подготовлен, я не знаю, что делать, что говорить…» - тоже многого стоит…

PS: Как научиться высококлассно импровизироваь на социальном, жизненном уровне на семинаре-тренинге
"Социальный интеллект: думай, как гроссмейстер!"

2014 © Игорь Герасимов

Читаем также: Профессиональная импровизация в контексте эффективного поведения: основные положения...