Игорь Герасимов

Социальный интеллект: направления и способы развития

Сделать мир лучше - это значит сделать лучше каждого из нас!

социальный интеллект Социальный интеллект (в контексте ситуационной эффективности) - система, механизм, который осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной жизненной ситуации, а именно - четко оценивать ситуацию и находить оптимальное для данной ситуации решение...
Чем выше социальный интеллект - тем выше способность действовать эффективно!

Выделим следующие направления в развитии социального интеллекта

1) Развитие информационных систем сознания - знания жизни, людей, ситуаций..., понимание различных явлений, вещей...
2) Развитие логического (аналитического) мышления в контексте анализа различных ситуаций
3) Развитие креативного (творческого) мышления, как способности находить эффективные решения в различных жизненных ситуациях, разрабатывать стратегии и тактические ходы

Развитие информационных систем сознания

Речь идет о расширении, углублении и систематизации своего знания жизни, ее различных ситуаций, понимания себя, знания и понимания людей...
Это развитие способностей:
- понимать жизнь во все различных ее ситуациях - причем не обязательно знать много, но обязательно знать нужное - на глубоком уровне (понимание причин) и в системе (понимание основ и всех взаимосвязей)
- понимать людей во все различных их индивидуальных психологических особенностях и поведенческих проявлениях...
- понимать себя - "слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы автоматически переносится на наши суждения и о других..." (Г.Олпорт).
- понимать психологию эффективного поведения в различных ситуациях, владеть различными практическими приемами...

Как?
Развитие в данном направлении может происходить, как на пассивном, так и на активном уровне
На пассивном уровне познания: мы смотрим, слушаем, наблюдаем... - за реальной жизнью, за людьми, которые являются активными ее участниками, за их мыслями, чувствами, желаниями и поведением
Посещаем семинары, слушаем лекции, читаем книги, смотрим кино...
На активном уровне:
- сами добываем знание, изучаем, систематизируем полученную информацию...
- разрабатываем свои теории и концепции, касающиеся людей, их взаимоотношений
- являемся сами активными участниками жизни, ее различных ситуаций, всесторонне перерабатываем полученный опыт...

Причем важно, как перерабатывается полученный опыт, как и какие выводы при этом делаются:
- объективные (что было сделано правильно - а что не правильно?, почему именно так произошло? кто прав - кто виноват?...) или
субъективные, когда события оцениваются через призму узко ограниченных ожиданий, представлений, интересов, убеждений...

Развитие логического (аналитического) мышления в контексте анализа различных жизненных ситуаций

Здесь необходимо учиться думать и думать правильно, прежде, чем что-то придумывать:
- анализировать исходную ситуацию: подмечать детали, находить взаимосвязи (дедукция), из деталей складывать общую, объективную картину происходящего (индукция), при этом опираясь на твердое, системное понимание, как самой ситуации (а каждая ситуация имеет свои нюансы и правила), так и на понимание людей, всего многообразия душевной сути (см. индукция-дедукция)
- понимать позицию конкретного человека - его мысли, чувства, интересы, желания..., как по отношению к вам, так и по отношению к вашему (относительно него) поведению, просьбе, предложению...
- прогнозировать его типичные реакции на различное с вашей стороны поведение
- понимать желаемый результат - что именно вы хотите получить в результате данного взаимодействия...

Развитие творческого (креативного) мышления в контексте поиска решений и ходов

А именно способности разрабатывать (придумывать) эффективные схемы и тактические ходы, которые будут менять (преоброзовывать) исходную ситуацию в желаемый результат.

Как?
Можно просто наблюдать, как эффективно действуют другие: мы видим красивые и эффективные решения в жизни, еще более красивые в кино, улавливая и запоминая интересные ходы, анализируя такое поведение (причем не на беспорядочном уровне, а на уровне системы).
Чем больше таких эффективных схем будет в нашей голове, тем больше вероятность того, что мозг в нужный момент выдаст нужное, правильное, именно для данной ситуации, решение.
Интересно и поучительно понаблюдать за действиями продвинутых мошенников, когда они готовятся провернуть какую-либо аферу-махинацию.
Чем мошенники отличаются от грабителей? Мошенники не говорят "дай деньги...", они создают условия, при которых им сами отдают деньги. Истиные мастера своего дела предвидят все - они как будто возносятся над ситуацией, видя насквозь все: - "кто-как-зачем-почему?...", какой стимул (ход) какую реакцию вызовет... И они продумывают каждый ход - все, чтобы обойти все возможные "нет", и как возникшие "нет" превратить в "да" (есть чему поучиться..., хотя бы для того, чтобы не попадаться на их хитроумные уловки, а предпринимать эффективные контрдействия или провести эффективную контригру).

Но для более эффективного развития креативного мышления мало просто наблюдать и анализировать (как успеха добиваются другие), необходимо самим учиться думать и придумывать что-то оригинальное и эффективное, таким образом формируя в голове (в коре головного мозга) более устойчивые связи. Причем, чем больше эффективных схем разрабатывается для какой-либо конкретной ситуации - тем более гибким, оригинальным, находчивым, эффективным становится наш творческий, креативный ум.

Из мира шахмат. В 1996 году Бобби Фишер, виртуоз шахматной игры, представил публике разработанные им "случайные шахматы Фишера" (Fischerandom chess) — вариант шахмат, в которых правила игры обычны, но начальная расстановка фигур случайным образом выбирается из 960 вариантов (и, соответственно, изменён порядок рокировки). Большое количество начальных позиций в этой игре делает бесполезным накопленный шахматной теорией массив глубоко изученных дебютов и «домашних заготовок», что заставляет игрока с первых ходов не играть по заученному шаблону, а всерьёз анализировать позицию и искать новый, нестандартный ход...
Тоже самое и для жизни - для проработки эффективности в той или иной проблемной ситуации, мало иметь готовые шаблоны-заготовки- важно научиться варьировать по этой ситуации, исходя из ее меняющихся условий - на хорошем тренинге именно этим, по большей мере, и занимаются...

Еще более высокий уровень развития - это непосредственное участие в различных жизненных ситуациях, когда необходимо что-то менять или на какого-то влиять.
Именно при таком научении, плюс ко всему вышеописанному, добавляется еще больший запоминающий эффект- когда опыт проходит не только через разум, но и через эмоции, прочно оставляет в памяти свой след.
Причем для умных и зрелых именно неудачный опыт служит "источником мудрых мыслей, в числе которых и та, что побеждать намного приятнее", нежели для неудачников, которые от каждого очередного поражения впадают в очередное депрессивное уныние...

Решение таких задач и есть та самая "высшая математика жизни", задачи которой необходимо учиться решать и решать на системном уровне, а не на уровне привычных жизненных проб и ошибок.

Именно поэтому отличники-"ботаники" в основном менее продвинуты в этой жизни, чем троечники-двоешники-хорошисты, активные участники этой жизни...

И именно поэтому истинные и непревзойденные виртуозы этой жизни - это те, кто и жизнь хорошо знают, и в людях хорошо разбираются и мышление при этом хорошо работает...

Так жизнью, тренировками развивается социальный интеллект высокого уровня, который умеет не просто анализировать и рассуждать на какие-либо темы, но и эффективно действовать. Причем в ситуациях, когда необходимо действовать быстро, не имея времени хоть как-то что-то обдумать - именно мозг натренированный думать и решать ("заточенный на жизнь"), будет быстро находить правильные, нужные, эффективные решения - а это уже высший уровень поведенческого мастерства, как способности не просто импровизировать, а импровизировать профессионально.

Для всех желающих системно и методично потренировать свой социальный интеллект я приглашаю на свой тренинг "Креативная манипуляция: искусство управления ситуацией и людьми" - где социальный интеллект развивается по всем направлениям и на самом высоком уровне.

Успехов!

2015-2016 © Игорь Герасимов

Для всех, кто хочет подробно познакомиться с современной теорией и практикой развития социального интедлекта, добро пожаловать на семинар "Социальный интеллект: думай, как гроссмейстер!"