СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: направления и способы развития
Сделать мир лучше - это значит сделать лучше каждого из нас!
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (в контексте ситуационной эффективности) - система, механизм, который осуществляет способность человека действовать эффективно в каждой конкретной жизненной ситуации, а именно - четко оценивать ситуацию и находить оптимальное для данной ситуации решение...
Чем выше социальный интеллект - тем выше способность
действовать эффективно!
Выделим следующие направления в развитии социального интеллекта
1) Развитие информационных систем сознания - знания жизни, людей, ситуаций..., понимание различных явлений, вещей...
2) Развитие логического (аналитического) мышления в контексте оценки и анализа различных ситуаций
3) Развитие креативного (творческого) мышления, как способности находить эффективные решения в различных жизненных ситуациях, разрабатывать стратегии и тактические ходы
Развитие информационных систем сознания
Речь идет о расширении, углублении и систематизации своего знания жизни, ее различных ситуаций, понимания себя, знания и понимания людей...
Это развитие способностей:
понимать жизнь во все различных ее ситуациях - причем не обязательно знать много, но обязательно знать нужное - на глубоком уровне (понимание причин) и в системе (понимание основ и всех возможных взаимосвязей)
понимать людей во все различных их индивидуальных психологических особенностях и поведенческих проявлениях...
понимать себя: "слепота и ошибочность в понимании нашей собственной природы автоматически переносится на наши суждения и о других..." (Г.Олпорт).
понимать психологию эффективного поведения в различных ситуациях, владеть различными практическими приемами...
КАК?
Развитие социального интеллекта в данном направлении может происходить, как на пассивном, так и на активном уровне
На пассивном уровне познания: мы смотрим, слушаем, наблюдаем... - за реальной жизнью, за людьми, которые являются активными ее участниками, за их мыслями, чувствами, желаниями и поведением
Посещаем семинары, слушаем лекции, читаем книги, смотрим кино...
На активном уровне:
сами добываем знание, изучаем, систематизируем полученную информацию...
разрабатываем свои теории и концепции, касающиеся людей, особенностей их взаимоотношений
являемся сами активными участниками жизни, ее различных ситуаций, всесторонне перерабатываем полученный опыт...
Причем важно, как перерабатывается полученный опыт, как и какие выводы при этом делаются:
объективные - что было сделано правильно, а что не правильно?, почему именно так произошло? кто прав - кто виноват?... или
субъективные, когда события оцениваются через призму узко ограниченных ожиданий, представлений, интересов, убеждений...
Развитие логического (аналитического) мышления в контексте анализа различных жизненных ситуаций
Здесь необходимо учиться думать и думать правильно, прежде, чем что-то придумывать:
анализировать исходную ситуацию: подмечать детали, грамотно их интерпритировать, находить взаимосвязи (дедукция), из деталей складывать общую, объективную картину происходящего (индукция) - "эффективность Шерлока Холмса" (см. индукция-дедукция)
При этом опираясь на твердое, системное понимание, как самой ситуации (а каждая ситуация имеет свои нюансы и правила), так и на понимание людей, всего многообразия их характерологических,
душевных проявлений
понимать позицию конкретного человека: его мысли, чувства, интересы, желания..., как по отношению к вам, так и по отношению к вашему (относительно него) поведению, просьбе, предложению...
прогнозировать его типичные реакции на различное с вашей стороны поведение
понимать желаемый результат: что именно вы хотите получить в результате данного взаимодействия... (стоит ли, к примеру, развивать конфликтные отношения, если в конечном итоге, нужна дружба?)
Развитие творческого (креативного) мышления в контексте поиска эффективных решений и ходов
А именно способности разрабатывать (придумывать) эффективные схемы и тактические ходы, которые будут менять (преоброзовывать) исходную ситуацию в желаемый результат.
КАК?
Наполняем наш разум готовыми, стандартными схемами эффективно-креативного поведения в той или иной не простой жизненной ситуации.
Изучаем, разбираем, наблюдаем, как эффективно действуют другие: мы видим красивые и эффективные решения в жизни, еще более красивые в кино, улавливая и запоминая интересные ходы, анализируя такое поведение (причем не на беспорядочном уровне, а на уровне системы).
Чем больше таких эффективных схем будет в нашей памяти, тем больше вероятность того, что мозг в нужный момент выдаст нужное, правильное, именно для данной ситуации, решение.
Интересно и поучительно понаблюдать за действиями продвинутых мошенников, когда они готовятся провернуть какую-либо аферу-махинацию.
Чем мошенники отличаются от грабителей? Мошенники не говорят "дай деньги...", они создают условия, при которых им сами отдают деньги. Истиные мастера своего дела предвидят все - они как будто возносятся над ситуацией, видя насквозь все: - "кто-как-зачем-почему?...", какой стимул (ход) какую реакцию вызовет... И они продумывают каждый ход - все, чтобы обойти все возможные "нет", и как возникшие "нет" превратить в "да" (есть чему поучиться..., хотя бы для того, чтобы не попадаться на их хитроумные уловки, а предпринимать эффективные контрдействия или провести эффективную
контригру).
Но для более эффективного развития креативного мышления мало просто наблюдать и анализировать (как успеха добиваются другие), необходимо самим учиться думать и придумывать что-то оригинальное и эффективное, таким образом формируя в голове (в коре головного мозга) более устойчивые связи (именно этим человек всегда будет отличаться от
).
Причем, чем больше эффективных схем разрабатывается для какой-либо конкретной ситуации - тем более гибким, оригинальным, находчивым, эффективным становится наш творческий, креативный ум.
В 1996 году Бобби Фишер, виртуоз шахматной игры, представил публике разработанные им "случайные шахматы Фишера" (Fischerandom chess) — вариант шахмат, в которых правила игры обычны, но начальная расстановка фигур случайным образом выбирается из 960 вариантов (и, соответственно, изменён порядок рокировки). Большое количество начальных позиций в этой игре делает бесполезным накопленный шахматной теорией массив глубоко изученных дебютов и «домашних заготовок», что заставляет игрока с первых ходов не играть по заученному шаблону, а всерьёз анализировать позицию и искать новый,
...
Тоже самое и для жизни - для проработки эффективности в той или иной проблемной ситуации, мало иметь готовые шаблоны-заготовки- важно научиться варьировать по этой ситуации, исходя из ее меняющихся условий -
именно этим, по большей мере, и занимаются...