Гераклит Эфесский...

Гераклит Эфесский (ок 544 - ок 483 до н.э.).

Я не особый любитель читать древних, да и вообще каких-либо других - но попался тут случайно в руки старый учебник общей психологии и я полистав первые страницы про историю психологической науки остановился на Гераклите - и что могу сказать - не плохо мыслил этот Гераклит… побольше бы таких мыслителей и психология бы уже давно обрела свое единое знание, с твердыми основами, а не вертелась бы до сих пор на уровне размытого «отражения реальности» и всех сопутствующих процессов… (психология - наука о человеческой психике, а психика по нашей- советской, марксистко-ленинской психологии - это способность высокоорганизованной материи отражать объективную реальность… и все... - нет не все, по выражению А. А. Ухтомского - Психика является "своеобразным функциональным органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность" - почему бы ученым в этом направлении активно не поработать? )

Какие идеи Гераклита я бы особо выделил.

Боби Фишер Начну с главного, что бросилось в глаза и почему я заострил внимание именно на Гераклите.

"Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка" - сразу в точку…

«По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос», - учил Гераклит.
Термин «логос», введенный Гераклитом, но применяемый поныне, приобрел великое множество смыслов. Но для него самого он означал закон, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга - от закона (а не от произвола богов — властителей неба и земли) зависит ход вещей… - (Боги только определили и установили эти законы - а дальше - «всё течёт, всё меняется» внутри этого логоса)

Люди стараются постичь подлежащую связь вещей: это выражено в Логосе как формуле или элементе упорядочивания, установления общего для всех вещей (фр. 1, 2, 50 DK).
Гераклит говорит о себе как о том, кто имеет доступ к важнейшей истине об устройстве мира, частью которого является человек, который и знает, как эту истину установить.
Главная способность человека — распознать истину, которая есть «общее». Логос — критерий истины, конечный пункт метода упорядочения вещей.

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Внемля не мне, но логосу, мудро признать, что все едино» (первый закон диалектики).
"Единство вещей очевидно, оно лежит прямо на поверхности и зависит от сбалансированных взаимодействий между противоположностями" (фр. 54, 123, 51 DK).

Гераклит, кстати, тоже мало кого читал …- биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем»… - вижу прямо себя…

«Познай самого себя», говорил Гераклит - постигать себя (свою психею) — значит углубляться в закон (Логос), который придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизм динамическую гармонию - красиво…

"Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрым может быть только Бог, человек наделен рассудком и интуицией, но не мудростью".
«Мудрость в том, чтобы знать все как одно»
«Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной (всем через всё)
"Многознание уму не научает" (40 DK, нередко приписывается Ломоносову)
"Личность — божество человека". (119 DK)

Сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком»

Литература
Церетели Г. Ф. Доксография (Приложение) // Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902. / Гераклит: с. 59-69, 25-28.
Гераклит Ефесский. Фрагменты / Пер. Владимира Нилендера. М.: Издательство «Мусагет», 1910. 147
Гераклит // Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Ч. I (Доэлеатовский период) / Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Казань: Издание книжного магазина М. А. Голубева, 1914. 211 с. С. 116—180.
Фрагменты Гераклита / Пер. П. Блонского // «Гермес». 1916. Т. 18. № 3. с. 58-67.

2016 © Игорь Герасимов