E-mail: nrpsy@mail.ru | Country : Russia  

Теоретическая психология: проблемы и решения

Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности



От автора.
Дорогие коллеги!

В настоящее время Российская психология переживает кризис, который состоит в том, что:
- теория деятельности, ориентированная на марксистско-ленинскую философию, утратила свое главенствующее положение. Образовался методологический вакуум, который начал заполняться другими концепциями, в том числе - вступающими в противоречие с теорией деятельности.

Это - естественный процесс, однако в наших условиях он создает не только конфликт научных идей, но и конфликт ученых; - психологи старшего поколения, добившиеся успехов именно при разработке различных аспектов теории деятельности и занимающие ведущие посты в психологической науке, по-видимому считают, что с появлением новых научных концепций их положение может быть ослаблено. Дистанцировавшись, в какой-то мере, от теории деятельности, они, мягко говоря, не способствуют разработке других теорий.
Итак, кризис проявляется в том, что возникает противостояние различных поколений психологов друг другу, а также научный застой и дезориентация, когда разработка теории деятельности прекращена значительной частью Российских психологов, а разработка других концепций - тормозится.

Выход из кризиса видится в том, чтобы считать разработку различных психологических концепций приоритетной задачей, предоставив авторам этих концепций возможность публиковать свои взгляды в центральной научной печати "в порядке обсуждения" (Горбатенко А. С. Кризис российской психологии. Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии 28-30 января 1997 года. - М.: Изд. "Институт психологии РАН", 1997, С. 26.)

Прошло уже более двух лет после публикации этих тезисов, однако ничего не изменилось. "Метры" психологии не ругают и не хвалят мою концепцию - они её сознательно замалчивают. Вероятно, это самый "лучший" способ похоронить всё, что отличается от теории деятельности...

Именно поэтому я решил опубликовать свою концепцию в Интернете. Я вижу в этом реальную возможность познакомить всех желающих с содержанием системной концепции психики и общей психологии. Я буду признателен всем моим коллегам, которые не пожалеют своего времени и пришлют мне объективный отзыв. Я с удовольствием буду сотрудничать со всеми моими коллегами, которые заинтересуются и будут использовать системную концепцию психики и общей психологии.

А. Горбатенко. 4 февраля 1999 г.

Введение.


Основные положения.

Психика - открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму. Психика, понимаемая как система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью организма, имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом.

Психология - наука о самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью организма.

Психология как наука, имеющая свой предмет, базируется на своей собственной аксиоматике и для собственного развития не нуждается в привлечении основополагающих принципов других наук: философии, социологии, биологии и т. д. , но являясь одной из наук о человеке, связана с ними межпредметными связями.

Общая психология как наука может быть структурированна в соответствии с внутренней логикой психики, обусловленной ее системным характером и поэтому концепция психики является одновременно и концепцией общей психологии

Актуальность разработки системной концепции психики.

Всем, кто интересовался историей отечественной психологии известно, что, начиная с середины 20-х годов, отечественная психология резко отвернула от курса, принятого психологами во всем остальном мире. Психология в нашей стране в отличие от физики, химии, биологии и т. д. , вместе с ней переживших период партийной идеологизации, но впоследствии все-таки вернувшихся на путь общемирового развития, до последнего времени оставалась советской психологией, в отличие от буржуазной.

Разработка системной концепции общей психологии актуальна, как попытка создания деидеологизированной психологической концепции. Научный критический анализ непоколебимых ранее догм, на которых базировалась советская психология, представляется чрезвычайно актуальным. И хотя сейчас уже всем понятно, что разработка деидеологизированной концепции крайне актуальна, такая концепция до сих пор не была разработана.

Разработка деполитизированной, свободной от партийной идеологии психологической концепции непременно сталкивается с проблемой отношения к философской теории - диалектическому материализму, с проблемой отношения к так называемой "ленинской теории отражения", которая занимает ключевое место в советской психологии, и с проблемой отношения к "теории деятельности", занимающей монопольное положение в отечественной психологии, которую разработчики старались в максимальной степени приблизить к положениям и диалектического материализма и ленинской теории отражения.

Пройдет, вероятно, еще много лет, пока отечественная психология освободится от засилья какой бы то ни было теории, принадлежащей другой науке и научится избегать политических и партийно-идеологических влияний, а ученые-психологи будут считать дурным тоном разработку идеологизированных научных теорий. Научный критический анализ непоколебимых ранее догм, на которых базировалась советская психология, представляется чрезвычайно актуальным и будет оставаться актуальным все эти годы.

Психология, которая при грубом, дихотомическом делении наук на естественные и гуманитарные оказывается ближе к естественным, не должна в такой большой степени зависеть ни от философии, ни от идеологии. В биологии, например, в отличие от психологии, вряд ли придется подвергать сомнению и возможному пересмотру основные научные теории, а также переписывать все учебники и справочники из-за того, что в стране изменилась партийная идеология, а до крайности идеологизированная марксистско-ленинская философия утратила статус государственной.

Разработка системной концепции общей психологии актуальна не только как попытка создания деидеологизированной психологической концепции, но и как стремление нарушить монопольное существование теории деятельности в отечественной психологии, сдерживающей развитие других отечественных психологических концепций.

Я уверен, что психика настолько сложна, что позволяет найти подтверждение многим теориям в равной мере. Просто одни теории более актуальны и обладают большей эвристической ценностью, чем другие, которые были актуальными раньше и уже утратили эвристическую ценность или будут актуальными позже, а их эвристическая ценность еще будет по заслугам оценена. Актуальность системных идей применительно к общей психологии, на мой взгляд, уже наступила, однако эти идеи могут устареть, если не будут высказаны именно теперь.

Цели и задачи разработки концепции.

Основной целью разработки концепции являлось осмысление логики, присущей самой психике, и структурирование общей психологии в соответствии с этой логикой.

Частные цели разработки концепции состояли в том, что:
- она должна быть полностью деидеологизирована, то есть не связана с какими бы то ни было партийными или политическими теориями, решениями или документами;
- ее ни в чем не должны ограничивать любые концепции или теории, разработанные другими науками - философией, экономикой, социологией, педагогикой и т. д.

Поставленные цели определили конкретные задачи по разработке концепции. Необходимо было:
- пересмотреть традиционное понимание предмета психологии;
- с позиций нового, системного понимания предмета психологии пересмотреть известные психические явления и процессы и их взаимосвязь, а также функционирование и развитие психики как целого, что, в конечном счете, и привело к разработке новой концепции психики и общей психологии.

Новизна концепции.

Новизна концепции состоит в том, что она:
- рассматривает психику как открытую функциональную систему управления жизнедеятельностью индивида, имеющую в качестве образующих ее элементов психические явления и процессы, связанные между собой прямыми и обратными связями, что заставляет по-новому взглянуть на психологическое содержание некоторых психических явлений и процессов;
- задает логику изучения общей психологии;
- полностью деполитизирована и независима от любой партийной идеологии;
- не базируется ни на одной из философских теорий, хотя при желании в ней можно найти связь с любой из них;
- считает термин "отражение" удачным только для некоторых познавательных психических процессов, не распространяя ленинскую теорию отражения на все психические явления и процессы;
- рассматривает деятельность как один из элементов функциональной системы управления жизнедеятельностью индивида, не ориентируясь на отечественную теорию деятельности.

Теоретическая и практическая значимость концепции.

В настоящее время в процессе преподавания психологии в университетах и педагогических институтах возникают значительные практические трудности. Имеющиеся программы обучения по психологии, учебники, учебно-методические пособия и справочники пестрят от ссылок на документы Коммунистической партии, цитат из произведений партийных вождей и классиков марксизма-ленинизма, от слов "марксистско-ленинская методология", "ленинская теория отражения", "материалистический подход к психике", "советская психология в отличие от буржуазной психологии" и т. д. Очевидно, что все эти учебные материалы будут в ближайшее время пересмотрены.

Действительно, уже сейчас в России появляются такие учебные пособия по психологии, в которых нет упоминаний о диалектическом материализме или о ленинской теории отражения, а о теории деятельности говорится только в разделе истории психологических учений. Эти учебные пособия производят странное впечатление, подобно человеку, попавшему в совершенно новую ситуацию и переодевшемуся в одежду "с чужого плеча", но, по существу, оставшемуся прежним. Отбросив упоминания о диалектическом материализме, ленинской теории отражения и теории деятельности, авторам не удаётся отбросить вопрос о том, на основании какой теории были разработаны эти учебные пособия. Если они базируются на психоанализе, бихевиоризме, гештальтпсихологии или других зарубежных психологических концепциях, то почему в них используется так мало положений основоположников и последователей этих теорий и так много положений последователей отечественной теории деятельности? Теоретическая и практическая значимость концепции состоит в том, что она предлагает совершенно новый подход к пониманию психики и позволяет создать новую деидеологизированную программу обучения по курсу общей психологии, увязав содержание различных ее разделов друг с другом, следуя логике самого предмета психологии, что, в конечном счете, ведет к появлению специалистов-психологов новой формации, решающих многие практические проблемы, явно или имплицитно исходя из новой концепции общей психологии. Таким образом, системная концепция общей психологии, как и любая другая концепция общей психологии, может иметь огромное теоретическое и практическое значение и в настоящее время и в перспективе развития психологии.

Общенаучное значение системной концепции психики состоит в том, что она является более общей, унифицированной по отношению к психоанализу, гештальтпсихологии и бихевиоризму и, в большей степени, чем эти теории, реализует целостный поход к психике.

Уже сейчас системная концепция психики позволяет разработать новые исследовательские программы по проблеме моделирования психики, проблемам психодиагностики и психологических воздействий, составляющим основу работы практических психологов. Так, например, понимание психики учащихся как системы с обратной связью дает возможность школьным психологам и педагогам более обоснованно проводить свои педагогические воздействия и т. д.

Структура монографии.

Введение монографии преднамеренно оформлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к введению в диссертациях. Апробированные десятилетиями в тысячах диссертаций, они представляются наиболее правильными. В таком введении в краткой форме содержатся все необходимые сведения о содержании научной работы.

При изложении положений системной концепции психики и общей психологии я стремился свести к минимуму критику, противопоставления и даже цитирование других авторов. Тем не менее, я считаю правильным напомнить традиционную точку зрения по каждому из рассматриваемых вопросов. Существует относительно небольшое количество научных источников, в которых зафиксированы все аспекты этой традиционной точки зрения. Это, конечно, не тезисы докладов научных конференций, не сборники научных статей и даже не научные монографии, в которых могут быть отражены передовые научные взгляды, которые, однако, не стали традиционными и, возможно, никогда ими не станут.

Традиционная точка зрения во всей полноте зафиксирована в учебниках и в справочниках по психологии, которые в соответствии со своей ролью в науке несколько отстают от передовых научных рубежей.

Анализ большого количества отечественных учебников по общей психологии показал, что они практически единообразны в подходе к решению основных научных вопросов. В этом нет ничего удивительного, если помнить, что абсолютно все отечественные психологи исходили из положений диалектического материализма, теории отражения и деятельностного подхода. Поэтому проблема поиска источников, в которых могла быть отражена традиционная точка зрения свелась к поиску такого учебника и справочника, которые были бы достаточно современными и, в то же время, полно освещали бы традиционные вопросы общей психологии.

Этим требованиям, на мой взгляд, отвечают: - учебник "Общая психология": Учеб. для студентов пед. ин-тов. /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др. ; Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд. , перераб. и доп. М.: Просвешение, 1986. 464 с. ;
- справочник "Психология: Словарь" /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. , испр. и доп. М.: Политиздат. 1990. 494 с.

Можно, вероятно, спорить о том, правильно ли я расцениваю традиционность того или иного положения общей психологии, или его следует рассматривать как устаревшее или, наоборот, как недостаточно изученное. Однако, начиная такой спор, необходимо отдавать отчет в том, что всё это не имеет принципиального значения для содержания системной концепции психики и общей психологии.

Апробация положений концепции.

Впервые положения концепции апробированы во время проведения занятий по психологии в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минтракторосельхозмаш СССР в 1981-1986 гг. При этом в 1984 г. были изданы рекомендации "Индивидуально-психологические особенности членов производственного коллектива" (Ростов н/Д, 1984, 43 с.), при подготовке которых был использован системный принцип группировки материала, позволяющий дать представление о потребностях человека, его психических процессах и деятельности как о единой системе. В дальнейшем положения концепции совершенствовались и aпробировались при проведении занятий по курсу "Психология" на различных факультетах Ростовского государственного университета.

Положения концепции в сравнении с традиционными положениями отечественной психологии были опубликованы в монографии "Системная концепция психики и общей психологии", Ростов-на-Дону, Изд. РГПУ, 1994 и в монографии "Системная психология", Изд РГУ, 1996.

Глава 1. СИСТЕМА ПСИХИКИ И ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Предмет и принципы психологии.

Предмет системной концепции психики.

Традиция.

В учебниках по общей психологии тема "Предмет и принципы психологии" включена в раздел "Введение в психологию". В университетских лекционных программах по общей психологии тема "Предмет и принципы психологии" изучается в курсе "Введение в психологию" (А. Г.).

"Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности" [2, с. 299].

Психика рассматривается "... как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в мозгу. Такое представление о сущности психики отвечает теории отражения, развитой В. И. Лениным" [1, с. 18].

"... В работе "Материализм и эмпириокритицизм" и позднее в работах, которые были объединены в "Философские тетради", В. И. Ленин заложил основы теории отражения, составляющей философскую базу диалектико-материалистической психологии" [1, с. 34-35].

"Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности" [2, с. 311]. "... Психология - наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осущестляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер" [1, с. 20].

"Советская психологическая наука развивалась в борьбе за марксистское диалектико-материалистическое понимание своего предмета" [1, с. 45].

"Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как производное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания" [2, с. 203].

"Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи" [1, с. 63].

"Психология принадлежит к числу наук, в которых отчетливо обнаруживается значение правильного философского подхода к разработке не только общих теоретических проблем, но и конкретных вопросов познания человеческой личности и межчеловеческих отношений" [1, с. 30].

"В основе современной научной психологии лежат научные философские представления, научный диалектико-материалистичекий взгляд на психику как свойство мозга, заключающуюся в отражении объективной реальности" [1, с. 30].

"Уже в середине 30-х годов формируются основные принципы советской психологической науки: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности.

Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни...

Принцип единства сознания и деятельности, принятый в советской психологии, означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, её программу...

Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности" [1, с. 46-47].

Концепция.

В учебниках психологии, изданных в начале ХХ в. , в качестве предмета психологии рассматривались "состояния сознания". Ключевым здесь является понятие сознания, которое, по мнению тех авторов, отличает живой мир от неживого, психические явления от физических. Однако в те же годы З. Фрейд убедительно показал, что предметом изучения психологии могут являться неосознаваемые человеком психические явления. Результаты изучения психологии животных также не вполне соответствовали пониманию сознания как предмета психологии: с одной стороны, животные, несомненно живые организмы, подобно человеку, но с другой, - их сознание несомненно отличается от человеческого. Поэтому такое понимание предмета психологии не могло сохраняться слишком долго.

В первой четверти ХХ столетия пути развития психологии у нас в стране и за рубежом разошлись. Развитие психологии на Западе, не пережившем в последнем веке тех социальных потрясений, которые переживала и переживает наша страна, неоднократно приводило к попыткам коррекции, иногда успешным, иногда безуспешным, научного понимания предмета психологии.

За рубежом были предприняты попытки рассмотреть в качестве предмета психологии:
- поведение человека и объяснить его с позиций стимула и реакции, избегая анализа побудительных причин и познавательной активности человека;
- психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека и в максимальной степени соответствует специфическому "душевному" предмету психологии;
- побудительные причины активности человека - мотивы, пытаясь вывести из них все многообразие психических феноменов.

В нашей стране от понимания предмета психологии как "состояний сознания" был сделан шаг к пониманию психики как системного свойства высокоорганизованной материи, заключающегося в:
- активном отражении субъектом объективного мира;
- построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира (иными словами, в построении субъективного образа объективного мира, как отражения действительности в мозгу) и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности [1], [2].

Такое представление о сущности психики отвечает теории отражения, развитой В. И. Лениным, и пониманию психологии как науки о:
- закономерностях развития и функционирования особой формы жизнедеятельности - психики;
- фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и с помощью которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер [1], [2].

Анализ такого понимания предмета психологии позволяет выделить основные понятия - "системное свойство высокоорганизованной материи", "субъективный образ объективного мира", "отражение действительности в мозгу", "жизнедеятельность", "саморегуляция (управление) поведения и деятельности", из которых самым важным, ключевым является понятие "отражения", соответствующее "теории отражения" В. И. Ленина.

При рассмотрении "отражения" в качестве ключевого понятия, становится ясной иерархия остальных понятий, включенных в определение предмета психологии: такие понятия как "субъективный образ объективного мира" и "отражение действительности в мозгу" играют более важную роль, чем "системное свойство высокоорганизованной материи", "жизнедеятельность", "саморегуляция (управление) поведения и деятельности". Действительно, понятие "отражение" в отечественной психологии можно встретить при рассмотрении практически любого вопроса, в то время как понятия "система", "саморегуляция", "управление", за исключением определения предмета психологии, практически не встречаются. В отечественной научной литературе невозможно найти описание такой системы, свойством которой является психика, или описание такой системы саморегуляции (управления), с помощью которой обеспечивается жизнедеятельность (поведение и деятельность), или установить, почему именно деятельность рассматривается как "системообразующий фактор", а другие психические явления, например, мотивы или познавательные процессы, этой чести не удостаиваются.

В принципе трудно быть против теории отражения, если она является одной из нескольких теорий познания мира и, как любая другая теория, стремится распространить свои объяснительные принципы на другие, еще не объясненные ей феномены. Можно выступать только против того, что эта философская теория занимает монопольное положение в психологии и, используя это положение, препятствует разработке других, действительно психологических теорий. Принятие отражения, в общем-то частного понятия, в качестве основного при определении предмета психологии, нарушило логику предмета психологии. Казалось бы отражение, образ - вот что должно являться предметом психологии в соответствии с теорией отражения. Однако единственная разрабатываемая в стране теория - это теория деятельности, а не теория образа. Несоответствие в определении предмета науки несомненно сказывается на всем ее содержании.

В отечественных учебниках определение предмета психологии за последние пятьдесят лет практически не изменилось. Я не осуждаю коллег, которые могли бы попытаться скорректировать предмет психологии, изучаемой в нашей стране, но не делали этого. Я понимаю, что в 30-е годы они, в лучшем случае, могли быть "отлучены" от науки, в худшем случае - осуждены и физически уничтожены, а в 80-е годы - обречены на научную изоляцию. Развивать "науку о душе", оставаясь на позициях ортодоксального, двухвековой давности материализма, и интерпретировать результаты исследования, не впадая ни в одну из официально признанных "научных ересей", таких как биологизаторство или буржуазный идеализм, было практически невозможно.

В настоящее время появилась возможность для научной разработки проблемы предмета психологии. Не нужно рассматривать естественное бесконечное развитие науки, в том числе и психологии, включающее новое осмысление предмета психологии, как попытку очередной революции, на этот раз в науке - психологии. Осмысление и новые подходы к пониманию предмета психологии - естественный научный процесс, который сдерживался в нашей стране многие годы, но теперь все-таки продолжился.

В соответствии с системной концепцией психики:
- психика - открытая система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью, присущая живому организму;
- психика, понимаемая как система самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью организма, имеет свою внутреннюю, присущую ей логику и может рассматриваться как с точки зрения функционирования отдельных элементов системы и их взаимосвязи, так и с точки зрения функционирования системы в целом.

В наиболее общем и упрощенном виде психика может быть представлена как открытая функциональная система, состоящая из трех элементов (рис. 1)

психика Суть функционирования такой системы в наиболее общем и упрощенном виде состоит в том, что удовлетворение определенных потребностей становится мотивом-целью, который активизирует процессы формирования психического образа, а психический образ, в свою очередь, активизирует деятельность, направленную на удовлетворение потребности и мотива-цели, вызвавших эту деятельность. Необходимо отметить, что поскольку все эти элементы связаны в систему с обратной связью, где не действуют привычные причинно-следственные отношения, то, строго говоря, неважно, с какого из элементов начинать рассмотрение такой системы. Однако по сложившейся бытовой и научной традиции, для облегчения понимания функционирования такой системы принято начинать с анализа побудительных причин - потребностей, целей и мотивов, затем переходить к рассмотрению формирования психического образа и, наконец - к рассмотрению деятельности, которая, с одной стороны, является следствием психической активности, а с другой - направлена на прекращение этой активности.

Таким образом, предмет изучения психологии - это самоуправление целенаправленной жизнедеятельностью организма. Дать определение любому научному понятию - значит объяснить его с помощью других, уже известных понятий, указать на его место в ряду других, уже известных явлений, выделив при этом специфические, присущие только этому понятию особенности. Применим это правило для определения предмета психологии.

Психика присуща живым организмам и отсутствует у неживых объектов - физических тел. По поводу того, чем же отличается живая материя от неживой, написано много научных работ, которые сходятся в том, что живые организмы способны к целенаправленной жизнедеятельности. Неодушевленные, неживые объекты такой способностью не обладают. В настоящее время никто не спорит с тем положением, что активная целенаправленная жизнедеятельность возможна только в том случае, если имеется возможность самоуправления этой жизнедеятельностью.

Ключевым в таком определении предмета психологии является понятие "управление".

Вряд ли кто-то станет спорить, что мир бесконечен и непознаваем до конца и что возможна некая непознаваемая сущность, если хотите, Бог или Природа, которая оказывает влияние, а может быть и управляет душой живого организма, в то время как душа, допускающая ее познание, управляет самим организмом. Душа - "псюхе", психика - управляет человеком как целостным объектом, не выделяя его отдельных органов или составляющих частей. Различные науки, изучающие человека, определяя свой предмет изучения, выделяют различные аспекты жизнедеятельности организма, причем аспект управления активной целенаправленной жизнедеятельностью организма стал предметом изучения науки, в название которой вошло слово "душа" - науки психологии. В монографиях, посвященных теоретическим проблемам управления в технике, в кибернетике, в психологии и т. д. механизм управления давно уже понимается как система с обратной связью, включающая в свою структуру три основные компонента, связанные как прямой, так и обратной связью (рис. 2).

психика Отметим, что данная схема ни в коем случае не претендует на то, чтобы продемонстрировать всю сложность и многогранность механизма управления. В этой схеме подчеркивается системный характер функционирования управления, предполагающий прямые и обратные связи отдельных элементов.

В отечественной психологии также неоднократно делались попытки представить структуру и функционирование психики как систему с обратной связью. Это и рефлекторное кольцо, и системный подход Н. А. Бернштейна к анализу движений, и акцептор действия П. К. Анохина и другие более или менее известные попытки объяснить функционирование психики, используя системные принципы. Рассматривая психику как функциональную систему эти авторы, безусловно, стремились к целостному пониманию психики, когда все элементы психики логически связаны друг с другом.

Наиболее четко идея целостности психики и системной взаимосвязи отдельных компонентов психики - мотива, образа и действия, нашла свое отражение в работах М. Г. Ярошевского, использовавшего системный подход для категориального анализа "... развития психологического познания как деятельности" [2, с. 159]. Он убедительно показал, что слабость и односторонность популярных психологических теорий - психоанализа, гештальтпсихологии и бихевиоризма состоит как раз в том, что эти теории не используют всестороннего, целостного, системного подхода к изучению психики и, в конечном счете, ограничены в понимании предмета психологии. Так, психоанализ, гештальтпсихология и бихевиоризма анализируют соответственно потребности и мотивы, психический образ и деятельность, но не рассматривают психику в целом, во всей полноте ее свойств.

Применяя общую схему системы управления к психике, можно наполнить ее конкретным психологическим содержанием:
- цели управления состоят в удовлетворении потребностей и мотивов, изучение которых, относится к предмету психологии (традиционный предмет психоанализа);
- средства - это психический образ, изучение которого также относится к предмету психологии (традиционный предмет гештальтпсихологии);
- результат - это деятельность, направленная на достижение цели, изучение которой несомненно относится к предмету психологии (традиционный предмет бихевиоризма и, к слову, отечественной теории деятельности).

Необходимо отметить, что системная концепция психики шире, чем любая традиционная психологическая теория, в том числе и теория деятельности, и в то же время не противоречит ни одной из них. Именно в ней реализуется целостный подход к психике. Однако для понимания таких важнейших проблем общей психологии, как психическое развитие и сознание, системное представление предмета психологии должно быть несколько сложненее и детализированее.

Межпредметная связь психологии и философии.

Психология как наука, имеющая свой предмет, базируется на собственной аксиоматике и для развития не нуждается в привлечении основополагающих принципов других наук - философии, социологии, биологии и т. д. , но как одна из наук о человеке связана с ними межпредметными связями.

Философия, так же как и психология, изучает проблемы человека, однако философии свойственен совершенно иной уровень обобщения или абстрагирования при изучении человека. Для психологии человек - это личность с именем, его личностными особенностями, проблемами и т. д. Для философии человек - субъект или объект, подчиняющийся тем же законам бытия, что и другие субъекты и объекты. Философскому научному анализу свойственен наиболее высокий уровень обобщения и абстрагирования от конкретных условий бытия. Философия оперирует не конкретными научными данными, а категориями, наиболее общими понятиями, имеющими познавательное значение и поэтому может являться основой (и, одновременно - следствием!) для всех остальных конкретных наук: биологии, социологии, психологии, медицины, физики, химии, математики и т. д.

Несомненно, что философия в нашей стране оказывала огромное влияние на психологию. До революции психология развивалась в основном как наука о душе, т. е. об идеальном аспекте бытия человека. Понимание души в науке психологии было очень близко пониманию души в религии. Душа рассматривалась как нечто данное человеку от Бога, непознаваемое, неподдающееся экспериментальному изучению. В связи с этим экспериментальная психология отвергалась или, по крайней мере, ей не придавалось большого значения. Главным методом познания признавалась интроспекция, т. е. смотрение внутрь себя. Психолог должен был наблюдать сам за собой и на основании этого делать научные выводы. В начале ХХ в. в предреволюционный период и сразу же после революции это положение сохранялось. Наиболее ярким представителем интроспективной психологии был директор психологического института Московского университета профессор Г. И. Челпанов, которого совершено справедливо можно назвать идеалистом.

После революции исторический и диалектический материализм стал активно внедряться во все сферы науки. Ученые должны были принять философскую доктрину диалектического и исторического материализма, либо уйти из науки. Для некоторых ученых это был очень тяжелый выбор, затрагивающий их глубинные личностные позиции. Для других этот выбор прошел более или менее безболезненно: и в то время, и сейчас были и будут такие ученые, которые считают диалектический и исторический материализм наилучшей философской доктриной.

В 1920 г. известный ученый П. П. Блонский опубликовал книгу "Реформа науки", в которой была предпринята первая попытка перевести психологию на позиции диалектического и исторического материализма. Следующий шаг в этом направлении был сделан в 1923 г. другим известным психологом В. Н. Корниловым. Позднее естественнонаучные работы В. М. Бехтерева и И. П. Павлова использовались для укреплению позиций диалектического и исторического материализма в психологии. Окончательное принятие диалектического и исторического материализма в психологии связывается с работами Л. С. Выготского, С. В. Кравкова, С. Л. Рубинштейна и др. По сути дела, начиная с 20-х годов не было предпринято ни одной серьезной попытки критического анализа роли диалектического и исторического материализма в отечественной психологии.

В нашей стране, начиная с середины 20-х годов психология была сильно политизирована и идеологизирована. Эта ситуация возникла в результате того, что психология, имевшая, казалось бы, собственный предмет изучения, находилась в подчиненном положении по отношению к марксистско-ленинской философии - диалектическому и историческому материализму и, как следствие, возвела ленинскую теорию отражения в ранг философской базы отечественной психологии. В связи с тем, что философия в нашей стране была крайне идеологизированной, психология практически без сопротивления восприняла эту партийную идеологизированность и развивала ее в психологической теории деятельности...

Психология рассматривалась как наука о психике - свойстве мозга, заключающемся в отражении объективной реальности. (Причем отметим, что в соответствии с ленинской теорией отражения само отражение не является специфическим свойством мозга - оно присуще как живой, так и неживой материи и не известно, что более объективно отражает реальность - неживое зеркало или живой мозг.) Такой подход к пониманию предмета психологии в максимально возможной мере соответствовал единственной официально разрешенной философии диалектического и исторического материализма. По сути дела, наивное стремление сохранить верность материализму и заручиться, как индульгенцией, ссылкой на теорию отражения, разработанную В. И. Лениным, (который не являлся ни философом, ни, тем более психологом, но был признанным практиком-революционером, первым российским диктатором, обосновавшим и внедрившим диктатуру пролетариата) окруженным ореолом непогрешимого ученого-энциклопедиста, чьи слова по любому поводу требовалось рассматривать как истину в последней инстанции, привело к утрате специфического для психологии предмета, способного сделать ее наукой, независимой от философии.

После революции 1917 г. в нашей стране безраздельно царил диалектический и исторический материализм. В названии этого философского направления отражается самая главная отличительная его особенность:
- диалектический - бытие рассматривается как противоречивое, находящееся в непрестанном движении, развитии;
- исторический - бытие рассматривается с позиций становления и развития явления или вещи, признается преемственный характер изменения явлений и вещей;
- материализм - в данном философском направлении признается первичность материального и вторичность идеального. Это означает вторичную роль сознания по отношению к бытию, вторичную роль мышления по отношению к материи.

За рубежом, в отличие от нашей страны, в качестве философской основы психологического исследования используются различные философские теории.

Справедливости ради нужно сказать, что и за рубежом отдельные психологи стоят на марксистских позициях. Таких психологов немного, но они есть, и в нашей стране охотно публиковались их научные работы. Однако это работы одних и тех же авторов, принадлежащих одному и тому же, очень тесному кружку.

Как и отечественные психологи, психологи на Западе признают принцип диалектики, т. е. считают, что психологические явления противоречивы, находятся в постоянном движении и изменении. Например, теория З. Фрейда, которую так активно критиковали и в нашей стране и за рубежом, очень диалектична. Во главу угла в ней возводится внутриличностный конфликт, противоречия между желаемым и возможным.

Как и отечественные психологи, психологи на Западе признают принцип историзма, т. е. рассматривают психологические явления в становлении и развитии. Невозможно, пожалуй, найти ни одной психологической теории на Западе, в которой отвергался бы принцип развития.

Основное отличие между отечественными и западными психологами состоит в признании первичности идеального или материального, сознания или бытия.

Зарубежные психологи вообще стараются не высказываться относительно своих философских взглядов. Тем не менее, их подход к решению научных проблем позволяет судить об их философской направленности. Наиболее популярным среди психологов Запада является такое философское направление как позитивизм, который, по сути дела, отказывается от решения вопроса, что первично: сознание или материя. Главное, с точки зрения позитивизма, - это опора на факты, установленные в научном исследовании и отказ от фактов, противоречащих друг другу. Практика научного эксперимента возводится позитивизмом в наиболее высокую степень и поэтому иногда он считается своеобразной научной религией - философией большинства ученых за рубежом, в том числе и ученых-психологов.

Не решая вопроса о первичности сознания или бытия, западные психологи фактически разрабатывали разнообразные психологические теории, причем некоторые их этих теорий были ближе к материализму, чем к идеализму. Например, известная психологическая теория бихевиоризма, стремящаяся объяснить поведение человека материальными факторами и полностью отказывающаяся от понятия "душа", очень близка к вульгарному материализму.

Отечественными психологами, по крайней мере, если судить по их научным работам, признается первичность материального. Осознание, идеальное, психическое рассматривается как вторичное, как следствие. Без преувеличения можно сказать, что в настоящее время все отечественные ученые во всех конкретных научных областях, даже в тех, которым, как, например, физике, удалось добиться относительной независимости от марксистско-ленинской философии, являются последователями диалектического и исторического материализма, хотя бы потому, что никакой другой, альтернативной философской теории у нас в стране просто не существует. И несмотря на то, что в последнее время появилась возможность для критического анализа диалектического и исторического материализма, пройдет еще несколько десятилетий, пока психология освободится от засилия этого философского направления.

В рамках диалектического материализма, признающего материальное первичным, а духовное, психическое - вторичным, психология оказалась наукой, изучающей вторичные явления, в отличие от физики, химии, биологии и других наук, изучающих материальные, первичные явления.

Итак, всеми психологами, и отечественными и зарубежными, признается диалектичность и историзм психологических явлений. Разница состоит только в подходе к решению вопроса о первичности сознания или материи, бытия, материального или идеального. Психология в нашей стране стоит на позициях материализма. На Западе от решения этого вопроса просто отказываются. Кто прав? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, однако у любого ученого-психолога, есть вполне определенная личная позиция.

Известно, что в хронологическом плане нет никаких доказательств первичности возникновения материи или сознания:
- одни теории, утверждают, что первична материя, она возникла, а потом, развивясь стала одушевленной материей;
- другие теории, утверждают, что первична душа, идея, которая потом материализовалась;
- третьи считают, что и материя и сознание были всегда, никогда не создавались и всегда останутся.

Мне, как психологу, одинаково безразличны все эти теории. Все философские споры о первичности материи или сознания должны решаться философами и к предмету психологии - естественной, экспериментальной науки - не имеют ни какого отношения.

Однако трудно согласиться с тем, что психология изучает, что-то вторичное или второстепенное по сравнению с материей. Причем хронологическое первенство никак не связано с первенством по важности для человека. Психология изучает самое главное, первичное - душу человека и есть масса всевозможных подтверждений тому, что духовная сторона жизни человека гораздо важнее его материальной стороны. Рассматривая первичность идеального или материального для жизни человека, психолог выступает как идеалист, несомненно отдавая примат идеальному над материальным. Все другие науки о человеке, если их представители того пожелают, могут изучать нечто вторичное, но было бы лучше, если бы они тоже изучали только первичное, не ставя никаких наук, принципов, процессов или явлений во вторичное, подчиненное положение.

Методологический анализ в психологии.

Вначале попытаемся определить само понятие "методология". В нашей стране методология рассматривается как раздел конкретной науки, изучающий ее основные принципы. В частности, методология психологии изучает основные принципы психологии.

Методологический анализ предполагает, что необходимо абстрагироваться, отвлечься от конкретных научных фактов и осознать те основные принципы, на которых строится данная наука. Методологический анализ направлен не на получение новых данных; он позволяет осознавать и обобщать конкретные экспериментальные данные, устанавливать меру соотношения между конкретными данными в разных областях науки, в данном случае - в психологии.

За рубежом методология понимается не как совокупность основных принципов конкретной науки, а как совокупность приемов, методов и методик в этой конкретной науке. Теоретическое методологическое исследование рассматривается за рубежом как спекуляция, как попытка приобрести научный авторитет, не принося науке никакой пользы. Из этого не следует, что зарубежные ученые не интересуются основными принципами их науки. Просто существующие за рубежом разнообразные теоретические и экспериментальные подходы в психологии, настолько сильно отличаются друг от друга, что попытка найти общие, объединяющие их принципы ведет к очень глубоким обобщениям, лежащим в области философии, а не психологии и не представляют для каждого конкретного психологического направления научной ценности. Странно было бы говорить, например, о "методологии американской психологической науки", однако вполне уместно говорить о методологических принципах психоанализа, бихевиоризма или другого конкретного психологического направления, существующего в Америке.

Своеоб