И.В. Герасимов

Теория личности «Психология, приближенная к реальности»

Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей-
это и есть «психология, приближенная к реальности»


Опираясь на свой собственный разнообразный, осознанный жизненный опыт, наблюдения, опыт общения с различными людьми в различных жизненных ситуациях, на достаточное знакомство с различными теориями различных психологических школ, на умение анализировать и синтезировать информацию, а так же на долгий и упорный умственный труд в правильном, как мне думается направлении, я создал вариант интегративной теории личности, которая логично и системно уложила в своей системе многие психологические концепции известных мне психологических школ и направлений.

Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять жизнь, индивидуальные особенности, поступки, поведение людей?

Первое. Модель человеческой психики, ее структура и функционирование

У человека есть мысли, чувства, желания…, настроения, состояния, представления, отношения… есть характер, есть поведение… и есть жизнь, большая, длинная и не всегда гладкая… И что самое главное, у каждого человека все это- разное…

Для того, чтобы все это психическое и это разное объяснять, необходимо понимать, что стоит за этим поведением, как устроена человеческая психика и психическая жизнь в целом, по каким принципам она работает... И что не мало важно - чем психика одного отличается от психики другого (а масштабы таких различий, как известно, не имеют границ)...

Психика человека, в моем понимании - сложная высокоорганизованная система, которая состоит из определенного набора подсистем и элементов, которые взаимодействуя друг с другом, обеспечивают внутреннюю, психическую и внешнюю, социальную жизнедеятельность человека.

В структуре психики я выделяю основные подсистемы, которые осуществляют основную психическую жизнедеятельность человека и ряд функциональных элементов, способствующих этой жизнедеятельности и подчеркивающие индивидуальность.

Основные подсистемы человеческой психики- это:

1) сознание: центральная психическая система, осуществляющая взаимодействие с реальностью, а так же контролирующая и регулирующая внутренние психические процессы и состояния
2) разум: система, осуществляющая социально-адаптивную функцию индивида, эффективность его поведения в тех или иных жизненных ситуациях
3) душа: система, определяющая индивидуальную психическую суть
4) карта реальной жизни: система, отображающая реальную жизнь индивида
5) лимбическая система: система, отображающая текущее состояние сознания
6) темперамент: сила, энергия, динамика протекания психических процессов.

Каждая подсистема психического аппарата имеет свою структуру и выполняет определенный набор функций.

Взаимодействуя друг с другом, психические системы обеспечивают в целом психическую деятельность индивида.
Четкое, развернутое определение психики, как системы позволяет объяснять практически все из того, что стоит за мыслями, чувствами, желаниями, поведением, и соответственно характером человека, его мировоззрением, жизненной позицией...

Именно такая система позволяет понимать, как происходят различные психические процессы, как развивается психика, что есть для нее норма, и как образуются противоречия, что на что влияет, и почему влияет... и самое главное, что является конкретным мотиватором конкретного поведения или поступка…

Несколько слов об основных подсистемах психики.

Разум

Это совокупность психических элементов, основная задача которых, выполнять умственную, социально-адаптивную деятельность человека.

В структуре системы социально-адаптивной деятельности индивида я выделяю следующие основные элементы:
а) сознание - основной элемент психической системы - осуществляет процесс взаимодействия с реальностью, восприятие и первичную обработку поступающей информациия, а так же принимает решение - как именно действовать в каждой конкретной ситуации - причем решение может быть далеко не всегда разумным
б) информационные системы сознания - субъективные знания о мире, понимание жизни, ее все различных ситуаций, понимание людей...
в) логическое мышление (функция анализа и синтеза интересующей информации)
г) креативное мышление (функция творческой, изобретательной активности)
д) интуиция - система выработанных автоматических, шаблонных действий, убеждений, стереотипов...

Сознание и карта реальной жизни

Как психическая подсистема- это информационное поле индивида, которое отображает стабильный, текущий период жизни индивида.

Карта реальной жизни имеет свою структуру

а) область текущего, стабильного периода жизни с определенными ценностями и приоритетами жизнедеятельности.
Каждый человек хочет жить так, чтобы ему было хорошо- чтобы полностью раскрыть заложенный личностный потенциал, чтобы атмосфера вокруг была комфортной, чтобы реализоваться профессионально, чтобы любовь, отдых, развлечения, и все, как ему нравится… это его жизненное счастье, и счастье это у всех разное… «каждый выбирает по себе...»- "что для одного хорошо, для другого- смерть"…- и это путь, определенный жизнью и потенциальной душевной сутью…
Но не у всех жизнь складывается так, как предписано его сутью, душой… Жизнь- она с поворотами и неизвестно куда эти повороты тебя выведут- в зону комфорта, или наоборот, душевного дискомфорта, со всеми вытекающими… Такие "повороты" и есть стабильные периоды жизни, со своими ценностями, приоритетами, устойчивым образом проживания и эмоциональными переживаниями...
Отсюда, стабильный период жизни сменяется другим периодом, как только меняется образ жизни индивида, меняются приоритеты, направленность его жизнедеятельности.
А предыдущий период уходит в архив душевной памяти и там хранится, как значимый или как не значимый, бесценный…, оказывая свое прямое или опосредованное (через сознание) влияние на текущее состояние (мысли, чувства, желания), душу и жизнь индивида.

б) область сегодняшнего дня.
Здесь отображаются насущные, актуальные планы, цели, задачи, намерения, обязательства, текущие проблемы и ежедневные потребности- все для того, чтобы просто жить, или улучшать жизнь, продвигая себя в зону комфорта, или усугубляя положение, продолжая катиться по наклонной… (как сложится...).
Удачный день- это всегда хорошее настроение (эмоционально-потребностное состояние), а не удачный- соответственно, не очень… или более того, со своими негативными эмоциями, потребностями, переживаниями...

Конкретная жизненная ситуация. Именно из ситуаций состоит день, а из дней жизнь… Ситуации бывают обычные, а бывают не обычные, еще ситуации бывают решающие, судьбоносные…

Как человек поведет себя в таких ситуациях?
- положится на выработанные жизнью стеореотипы (сфера подсознания)
- начнет действовать характером (велением души)
- или настроением (текущим состоянием удовлетворенности-неудовлетворенности)
- или все же будет думать, включая на полные обороты свой разум, свои мозги...

Душа, как психическая система

душа В своих теоретических разработках я исхожу во многом из того, что если каждый из нас есть нечто характерологически определенное (т.е. наделен определенными мыслями, чувствами, желаниями..., которые выражаются в определенных качествах, отношениях, состояниях, и соотвествующих поступках...), то значит есть и определенная психическая система, которая это определенное по большей мере и определяет.

На данный момент я назвал ее «душа» и оправдал это тремя основными причинами:
1) именно понятие «души» отражает название и идеологию моей теории «Психология, приближенная к реальности», а в нашей реальности все главное исходит из души, и на душу влияет…
2) избавляет научную психологию от ее глобального противоречия - «психология без души» (С. Франк "О понятиях и задачах философской психологии").
3) и потому, что основной психологической особенностью любого индивида является его мысли, желания, чувства, его духовно-нравственная суть, все то, что является содержанием души.

Еще «Л.С. Выготский подчеркивал, что «сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной мысли овладеть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась мифологией, т.е. сама идея научного строения о душе содержит в себе весь будущий путь психологии, ибо наука и есть путь к истине, хотя бы ведущий через заблуждения» (Выготский, 1982, с. 428).
Есть ли у нас шанс понять, во что верил Л.С. Выготский? …. Эти слова о главном в жизни Л.С. Выготский адресовал своим ученикам и соратникам. Их можно считать его духовным завещанием. В это нельзя не верить…» (Н.А. Низовских "Во что верят российские психологи").

Думаю, что Л. С. Выготский этими строками говорил о том, что без научного обоснования души, как конкретной психической структуры, не получится системного понимания психики и психической деятельности в целом... Почему?- потому что именно в душе заложена и отображается вся основная индивидуальная психическая суть, «истинное Я» любого индивида…

«Душа человеческая- потемки»- говорят в народе- и я постарался просветить эти потемки… раскрыть человеческую душу во всей ее глубине и разнообразии… - и «добрую, светлую душу», и «черную, злую», и «противоречивую» и «широкую, большую душу», и «простодушную», и прагматичную» и «жалкую, ущербную...» и многое-многое другое...

Другими словами, гипотетически, я выстроил модель психической системы, которая выполняет следующие основные функции:

а) определяет характер индивида, его жизненную позицию в контексте личностной, межличностной и духовно-нравственной сути, которая в целом выражается в системе ценностей и отношений к себе, к жизни, к людям...
! Некоторые психологические теории объясняет индивидуальность человека либо его характером, как набором устойчивых черт (Олпорт, Кеттел), либо тем, как этот характер, возможно, формировался (к примеру, базальные конфликты К. Хорни) и т.д., но они не объясняют главного, а именно того, чем определяется этот характер, что стоит за устойчивым набор все различных черт... (я думаю, моя теория, в большей мере прояснит эти вопросы).

б) является хранителем жизненной информации человека, выраженной в последовательности значимых и не значимых жизненных событий и выработанных к ним отношений...

в) задает баланс, гармонию внутренних психических состояний...

В целом, созданная мною модель человеческой души и психики, демонстрирует, устройство психологической жизни любого из нас, как целостной, динамической системы и определяет его основополагающую психологическую суть.

Второй момент. К вопросу движущих сил


Если смотреть глобально, то сама жизнь(!) со всем ее разносторонним содержанием является основной движущей силой любого индивида. И именно психика человека в целом наполнена всем необходимым для того, чтобы он жил, развивался и радовался жизни…

Причем базовая, основополагающая человеческая потребность- это потребность в комфорте, постоянстве, гомеостазе. И именно душа конкретного человека со всем своим содержанием определяют потенциально комфортный для него образ жизни и жизненный путь, движение к собственному смыслу, области своего идеального, где будет полностью раскрыт заложенный личностный потенциал, где будет все, чтобы индивид чувствовал себя комфортно, благополучно, счастливо, хорошо…

В свою очередь, повседневная жизнь индивида- это комплекс повседневных жизненных потребностей (побудителей), которые требуют своего удовлетворения: какие-то из них более значимые, какие-то менее… Здесь и социальные и физиологические потребности, и интересы, и планы, и то, что надо делать, в силу взятой на себя ответственности, здесь и проблемы, которые необходимо решать…

Ну, а конкретные поступки, поведение индивида определяются
- либо его характером (душой, ее устойчивыми характеристиками),
- либо силой сознания (разумное, адаптивное поведение),
- либо сферой подсознания (выработанные жизнью шаблоны поведения),
- либо текущим состоянием, настроением (доминирующими эмоциями, потребностями, побуждениями)…
- либо вовсе условиями, обстоятельствами внешней, социальной среды, оказывающими влияние людьми...

Что сильнее то и влияет, определяет, управляет... (закон существования всего)

Третий момент. К вопросу психической нормы и отклонения от нее


Жизнь, сама по себе такова, что не все и не всегда получается так, как того хотелось бы, как заложено душевной сутью… Социальная среда, начиная с детско-родительских отношений, оказывает свое влияние на психику индивида, его душу…
И то, в какую сторону ее развернет, в не малой степени будет зависеть от того, кто и какое влияние на нее оказывает, и как, при этом, перерабатывается полученный опыт, какие новые установки, решения, убеждения формируются…

В общих словах, глобальное состояние души (индивидуальная норма или противоречия) будет определяться тем, с чем индивид родился и тем, каким жизненным содержанием она будет наполняться на протяжении жизни. Если это содержание в целом будет соответствовать заложенной, базовой, потенциальной душевной сути, то индивид будет испытывать душевный комфорт (индивидуальная норма), если нет, то, соответственно, различного рода, интенсивности, эмоциональные душевные противоречия… (отсюда, что для одного норма, для другого - напряжение, дискомфорт).

Т.е., не удовлетворительная жизнь, способность или не способность ее регулировать, понимать, улучшать, преодолевать различные деструктивные жизненные влияния, накладывает свои отпечатки, как на текущее душевное состояние (настроение), так и на душевное состояние в целом… А от того, как индивид перерабатывает полученный жизнью опыт, какова его душа в потенциале, насколько она устойчива к различным социальным воздействиям (сила духа), будет складываться и его жизнь, и его реальное душевное содержание...
Будет ли оно таким, как предписано в потенциале, либо будет отклоняться от намеченного пути, наполняясь другим, не благоприятным душевной сути содержанием, порождая (или не порождая) все различные душевные противоречиями, а то и вовсе меняя свою суть, тем самым формируя новую социальную позицию, новое отношение к себе, к жизни, к людям, и соответственно, новый жизненный путь.

Душевные противоречия могут возникать как в духовно-нравственном направлении (к примеру, изменение отношения к жизни, к людям с позитивного на негативное...), так и в личностном, и в сфере самооценки (когда вместо того, чтобы чувствовать себя большим и сильным, ощущаешь себя маленьким и бессильным), так и в сфере простой неудовлетворенности жизнью, со всеми вытекающими эмоциями, мыслями, желаниями и их поведенческими проявлениями…

Подводя итог вышесказанное, в рамках психического здоровья индивидуальная психика будет развиваться нормальной (гармоничной) в двух случаях:

1) если жизнь, социальная среда соответствует душевной сути и личностному потенциалу индивида... Т.е., если индивид живет благоприятной своей душе жизнью, то он испытывает внутренний комфорт, если его жизнь расходится с потенциальными установками относительно себя, других людей, жизни в целом- появляются определенные противоречия.

2) если сила сознания и духа способны управлять как душевными состояниями, так и жизнью, жизненными ситуациями (какими бы сложными и противоречивыми духовной сути они не были), адекватно перерабатывая полученный жизнью опыт…

А невротическая норма и отклонения от нее в свою очередь- отдельный случай- вариаций здесь масса- все они в принципе описаны в учебниках по психиатрии (мое дело- дать им обоснование, исходя из разработанных мною схем...).

Четвертый момент. Типология индивидуальности

То, что мы есть снаружи, во многом определяется тем, что мы есть внутри…

Для чего нужна типология индивидуальности? - для того, чтобы по внешним, типичным признакам, пступкам, поведению... заглядывать в душу любого индивида, быстро оценить ее состояние, выявить возможные противоречия… А на основе этого можно и прогнозировать, и объяснять поведение, и производить необходимые психотерапевтические и коррекционные мероприятия...

Постоянно наблюдая за людьми в жизни, в кино-телефильмах, в средствах массовой информации… я анализировал их поведение (особенно в нестандартных ситуациях, где нет необходимости вести себя социально желаемом образом), выделял типичные проявления, укладывал их в единую схему, искал общее, различия..., анализировал, интегрировал…

Что лежит в основе моей типологии?
В отличие от других теорий, где за основу брались какие-то отдельные психические свойства или процессы, к примеру, различные свойства темперамента (холерики, сангвиники…), или способы взаимодействия с людьми (подавляющий, отстраненный, зависимый и т.д.), или особенности телосложения (пикнический, атлетический…), или, к примеру, как у З. Фрейд –отношение детей к сексу и к своим гениталиям (анальный, оральный тип…), или, как, у О. Вейнингера- отношение женщин к семье (матери и проститутки), или как, к примеру, у разработчиков НЛП- органы восприятия действительности (кинестетики, визуалы…) и т.д.,
в основе моей типологии лежит главный психический элемент- человеческая душа.

Итак, если структура психических элементов едина для всех, то их качественная, содержательная выраженность у всех разная. Это и определяет уникальность, индивидуальность каждого индивида, его характер, жизненную позицию, систему мировоззрения...

Таким образом, определив, что есть человеческая психика, и душа в частности, я определил и ту систему, которая задает их индивидуальную выраженность, а соответственно и все их разнообразие. Таким образом выстроилась система, внутри которой упорядочено разместилась человеческая душа во всех ее вариациях и проявлениях...

«Аристотель объявил типизацию и индивидуализацию альтернативами, сформулировав свой знаменитый парадокс: как возможно объяснение индивидуального с позиций науки, изучающей типическое, если индивидуальное неповторимо?
Этот парадокс не раз воспроизводился в разные конкретно-исторические эпохи, принимая различные формы» (Абульханова-Славская К. А. «О путях построения типологии личности».)

Я отвечу, что точно так же, как, к примеру, автомобили, имея схожесть по основным элементам своей структуры (тип кузова, объем двигателя и т.д.) относятся к определенному классу-типу, но при этом не теряют своей уникальности, отличительной особенности, индивидуальности…
Главное, еще раз повторюсь, типологию необходимо выстраивать выделяя типичное в первую очередь, в основополагающем психическом элементе- душе, а не во второстепенных, как это делали многие теоретики-психологи...

Как я создавал типологию индивидуальности

а) исследовал все основные житейские проявления человеческой сущности, выделил в ней ключевые признаки.
Главное здесь- это системо-образующие характеристики, опираясь на которые я отделял одних людей от других.

б) создал систему, которая демонстрирует все разнообразие человеческих проявлений и объясняет главное из того, что есть человек во всем многообразии своей психологической сути - и это истина, подтвержденная тысячелетиями мировой истории, а не какие-либо единичные эксперименты над какими-либо подобранными для этих экспериментов людьми…
Эту систему я называю "Вселенная человеческой души", где упорядочно находится все разнообразие человеческой сущности...

в) и наконец, совместив первое (систему) и второе (житейские проявления), выстроил типологию индивидуальности.
Т.е. практически каждому житейскому описанию дал конкретное системное обоснование, на уровне объяснения того, что именно стоит за определенными индивидуальными характерологическими особенностями рассматриваемого индивида.

В принципе, я думаю, это и есть истинное приближение научной психологии к реальности, к жизни, которая окружает каждого из нас… и именно такая система дает возможность как можно более глубоко и развернуто подходить к объяснению психологических особенностей человека, его поведения в различных жизненных ситуациях.

Пятый момент. Психология развития

В общих словах, психологию развития я выстраиваю исходя из следующих концептуальных положений:

а) все рождаются разными, т.е. с определенными индивидуальными психологическими особенностями, врожденным потенциалом по всем психическим характеристикам и свойствам (комбинации родительских и прародительских психических храктеристик и свойств)- это отправная точка в развитии любой психологической индивидуальности, сути.

б) в процессе социализации, определенного влияния со стороны родителей, близких людей, различных жизненных обстоятельств, событий, врожденная психологическая суть развивается, меняется, приобретая свою уникальную, индивидуальную, качественную форму и содержание, которая внешне выражается в определенных, устойчивых чертах характера.

в) дальнейшее изменение сложившейся духовной сущности зависит от жизненного пути, которым идет индивид, событий, которыми наполнена его жизнь, и того, каким образом он перерабатывает полученный жизнью опыт… (об этом, я уже не раз говорил).

Итоги

В данной статье я изложил основные концептуальные моменты своей теории, обходя главное- ее конкретное содержание, разработанные мною схемы, но в целом, скажу, что выстроенные мной концептуальные схемы, дают возможность на уровне глубокой, целостной и развернутой системы подходить к объяснению психологических особенностей любого индивида, его поведения в различных жизненных ситуациях.

2010 © Игорь Герасимов