Асмолов А. Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
E-mail: nrpsy@mail.ru | Country : Russia  

Теоретическая психология: проблемы и решения

Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности

Психология

5–7 октября 2017 года в Казани на базе Казанского (Приволжского) федерального университета проходил Всероссийский психологический форум и VI Съезд Российского психологического общества. Каковы задачи психолога в бесчеловечную эпоху? Как остаться психологом во времена перемен и не потерять свое собственное лицо? Кому будут нужны психологи уже завтра, в цифровом мире?... Об этом в своем докладе «Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности» говорил Асмолов Александр Григорьевич - доктор психологических наук, профессор, действительный член (академик) РАО, Заслуженный работник высшей школы РФ.

«Первый вопрос, который встает перед нами – великий вопрос, который в свое время в разных контекстах был поставлен методологией, философией и идеологией науки. Тот, кто знает ответ на вопрос «Зачем?» всегда найдет любое «Как?». Этот вопрос, как вы помните, позвучал в книге Фридриха Ницше «Человеческое, слишком человеческое», он о смыслах наших с вами действий. Этот вопрос всегда следует задавать, кода мы общаемся и начинаем понимать мотивы поведения друг друга. Но этот же вопрос как эхо совершенно в другом контексте повторил Виктор Франкл: «Тот, кто знает «зачем», может выстоять любое «как»». Поэтому, дорогие мои коллеги, встает вопрос, каковы задачи психолога в бесчеловечную эпоху? Второй вопрос – как остаться психологом во времена перемен и не потерять свое собственное лицо? И, наконец, третий вопрос, который встаёт постоянно перед нами – зачем мы сегодня все собрались и в чем смысл этих действий? Я не буду долго рассуждать, а выделю лишь несколько тезисов.

В ряде предыдущих выступлений четко звучала опора на историю нашей науки. А история нашей науки – это наша личная биография, это наша личная память. И в этом контексте я хочу напомнить пожелание Гуго Мюнстенберга, основателя психотехники. Мюнстенберг любил повторять следующую фразу: «Лучше дать грубый ответ на точно поставленный вопрос, чем искать ответ с точностью двадцать седьмого знака после запятой на неверно поставленные вопросы». Именно поэтому, сегодня как никогда необходимо отрефлексировать, куда мы движемся, какие риски у сегодняшней психологии. Старая добрая формула, с которой многие годы начинались симпозиумы, что психология похожа на Приама, который сидит на развалинах Трои, принадлежит Николаю Николаевичу Ланге и была высказана ещё в начале 20 века. Задумайтесь, сегодня не можем ли мы опять, глядя на все, что происходит в психологическом мире, ее повторить? Не можем ли мы опять сказать, как мы это говорили в 1925-м, 1926-м году, что психология находится в кризисе?

Я другой такой науки не знаю, которая была бы так влюблена в свой кризис. Когда бы это ни происходило, мы всегда испытываем нарциссическое чувство наслаждения от того, что ищем будущее и находим варианты, связанные с кризисом. И работа 1926-го года «Исторический смысл психологического кризиса», когда Лев Выготский говорил: «Камень, который презрели строители, надо поставить во главу угла», имея в виду практическую психологию жизни, и работы Бюлера в те же самые годы... Я вспоминаю, что мы сегодня говорили о съезде 66-го года. В 1966 году в Москве собралась вся мировая психологическая элита. На этом съезде выступали гиганты психологической науки – Жан Пиаже, Джером Бруно, наши учителя – Петр Кузьмич Анохин, Алексей Николаевич Леонтьев. Не было бы этого съезда, если бы безумно энергичный человек, который сегодня упоминался не раз – Александр Романович Лурия. Он приложил усилия, чтобы интеллектуальная сеть, связывающая психологов разных стран, воплотилась. Лурия сегодня упоминался не случайно – именно здесь в Казани он показал, какие у нас должны быть амбиции и какими мы должны быть неповторимо наглыми. В 1921 году он, как вы помните, послал из Казани телеграмму Фрейду: «Дорогой доктор Фрейд! В Казани создано первое психоаналитическое общество. Президент Александр Лурия». Самое удивительное, что пришел ответ Фрейда который есть в архивах: «Поздравляю президента Казанского психоаналитического общества. Зигмунд Фрейд». Наши учителя были ценностно-мотивационно настроены. И Узнадзе, и Ананев, и Рубинштейн, и Выготский – это люди, которые создавали миры...».

«Сегодня время межпарадигмального синтеза… Сеть становится важнейшим термином. Вместе с тем, надо понимать, что сегодня мы можем говорить не о психологии в Птолемеевском смысле слова – психологии как центре мироздания, не о психологии как о ядре. Мы можем четко говорить, что, по сути, психология – определенный хаб между разными науками, это определенная сетевая реальность и идет другая линия сшивания. Не может быть вопроса, который мне задал недавно один политический лидер: «Александр Григорьевич, а кто у них в Интернете главный блогер?». Другое мышление! Сегодня нет главного блогера, сегодня сетевая реальность, сетевой потенциал и отсюда мы видим уникальные движения... Мы видим, как в науке, как сетевой организации, идёт гибридизация в разных направлениях. Работы Рона Харе, наглого методолога из Оксфорда…, показывают, что сейчас идет гибридизация нейрокогнитивных и культурно-исторических наук. Между ними пытаются построить мосты в это время миллениума. Второй ход: как говорил в свое время Вернадский: «Наука должна развиваться не по отраслям, а по проблемам». Я хочу, чтобы мы еще раз это услышали. Этот тезис Владимира Ивановича Вернадского как никогда верен и точен. И третье – полипарадигмальность науки как язык современного обсуждения. И, наконец, четвёртое - нагло краду термин Хабермаса «толерантная коммуникативность»… Мы должны четко сказать – существует множество разных психологических подходов, которые имеют место в сетевой реальности. Важно также понять, что появляется новая логика: от логики монодисциплинарности мы уходим к логике междисциплинарности…».

Источник: http://www.zankov.ru/about/theory/article=157/
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся любого человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее...

Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"

  • Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
  • Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
  • Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • О путях развития теоретической психологии...

    Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
    Другой вопрос - «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то "КТО" этим будет заниматься и "ЧТО" в принципе нужно сделать? Читать далее...
    А также...
  • ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
  • Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
  • Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
  • В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
  • Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
  • Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
  • Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

    Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
    Начнем по порядку... Читать далее...

    Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
  • Теории личности
  • Критерии оценки теории личности
  • Компоненты теории личности
  • Основные положения, касающиеся природы человека
  • А так же:
    * Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор проф. Л.Н. Миронова)

    Современные концепции и теории научной психологии

  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
  • Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
  • Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
  • Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
  • Рыжов Б.Н. Системная структура личности
  • Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
  • А так же:
  • Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
  • Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания

  • «Психология, приближенная к реальности». Теория Человека И.В. Герасимова

    Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
    это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
    это и есть «психология, приближенная к реальности»

    Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека практически в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
    Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека? Читать далее...

    Публикации ученых на тему "Человеческая душа"

    "Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
  • Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
  • Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
  • Герасимов И.В. "Человеческая Душа: современная концепция"
  • курс виртуоза жизни
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр нашей жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    MEGAS-CLUB
    2010-2018 | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник