E-mail: nrpsy@mail.ru | Country : Russia  

Теоретическая психология: проблемы и решения

Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России

психология

Я впервые посмотрела на отечественную психологию «другими глазами» в тот момент, когда после окончания своего университета оказалась по обменной программе в колледже Датчесс Коммьюнити штата Нью-Йорк, США. После того, как я отучилась пять лет на психологическом факультете в Москве, мне предстояло в течение одного года постигать азы американской социальной психологии вместе с другими студентами в США. Если честно, то я думала, что мое университетское образование хорошо меня подготовило, и я без труда смогу учиться в колледже. Позже оказалось, что я очень заблуждалась. Мне пришлось в буквальном смысле начинать все с начала.

Восприятие отечественной психологии в мире, в данном случае в США, очень отличалось от того, как я себе это представляла. Прежде всего, отучившись пять лет в России, я получила теоретическую подготовку именно в области отечественной психологии. За годы, проведенные в Университете, я научилась мыслить логически и системно, оперировать категориями, проводить эмпирические ислледования и штудировать классиков. Я стала разбираться в различных направлениях и психологических школах, существующих в психологии. Но самое главное, что на основе полученных знаний у меня сформировался определенный кругозор и мировоззрение и закончив ВУЗ, я вышла оттуда совершенно другим человеком. Все это, несомненно, выделяло меня на фоне остальных студентов. Однако мои знания в области отечественной психологии и истории психологии оказались невостребованными. Да, многие мои однокурсники слышали о Павлове, Бехтереве, Бернштейне, и многие из них искренне верили, что мы в России в основном занимаемся психофизиологическими проблемами. Каково же было их удивление, когда постепенно выяснилось, что это не так.

Самым тяжелым для меня, наверное, было развеять их представление, что за годы коммунистического режима вся наша психология развивалась только в русле марксистско-ленинской теории и что такими проблемами, как свобода, личность, развитие, индивидуальность мы не занимаемся.

Вообще, отношение в мире к России и в частности, к российской психологии, очень зависит от статуса и образования тех людей, с которыми приходится общаеться. В моем случае это были студенты моего же возраста, но они были студентами колледжа, не университета. Поэтому у них было свое восприятие российской психологии. Когда я общалась с преподавателями, то у них, естественно, было совершенно другое отношение. Я помню тот восторг, который появился у нашего декана, профессора Рензули, при известии о том, что у него на факультете целый год будет учиться студентка из России. Он с огромным уважением относился к достижениям наших отечественных ученых в области педагогической психологии. С ним мы обсуждали теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, культурно-историческую теорию и учение о «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского. Именно при его поддержке мне удалось провести семинарское занятие, целиком посвященное этапам формирования умственных действий и понятий.

На занятии мы обсуждали не только теорию П.Я. Гальперина, но также затронули и другие темы из области отечественной психологии. Главной темой нашего обсуждения стали проблемы нравственности, воспитания и развития личности. У нас развернулась целая дискуссия на основе таких вопросов, как: «Можно ли каждого человека назвать личностью?», «Личностью рождаются или становятся?», «Существует ли связь между уровнем образования и нравственными качествами?», «Возможно ли с помощью воспитания изменить личностные качества человека, и каким должно быть такое воспитание?»С моей точки зрения, обсуждаемые проблемы вызвали неподдельный интерес у слушателей, так как помогли им, в свою очередь, увидеть что-то новое. Принимая во внимание направленность нашего курса – социальную психологию, хочу заметить, что обычно на занятиях мы активно прорабатывали такие актуальные для Америки темы, как расовая дискриминация, проблемы расовых меньшинств, возникновение межрасовой агрессии и др. подобные. На этом фоне наше совместное семинарское занятие вызвало определенный интерес к тем проблемам, которые активно исследуются в нашей отечественной психологии.

Современное состояние российской науки, и в частности психологии, весьма неоднозначно трактуются за пределами нашей страны. Несомненно, во всем мире исторически сложилось глубокое уважение к традициям российского высшего образования. Однако в отношении психологического образования мнения расходятся.

В настоящее время, когда кажется, что уже в каждом ВУЗе имеется психологический факультет и число выпускников с дипломом психолога исчисляется несколькими тысячами в год, приходится говорить о снижении качества психологического образования в России. Как заявил в одном из своих выступлений Б.С. Братусь (чл. –корр. РАО, д-р психолог. наук, профессор факультета психологии МГУ): «...Сейчас появилась армия людей, которые думают, что они психологи, потому что прочли какие-то книги и получили какие-то знания и методики из третьих рук. В результате – взаимонепонимание, нередко конфронтация двух сторон, двух групп: профессионалов, выросших в настоящих психологических школах, и тех «новоделов», которых тиражирует современная образовательная система». Так же хочется процитировать А.П. Ситникова (д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой политконсалтинга и избирательных технологий ГУ-ВШЭ): «...О какой профессиональной адекватности может идти речь, когда мы говорим о массовой подготовке психологов не только на соответсвующих факультетах в Москве и Санкт-Петербурге, но и в сотнях университетов по всей стране – как государственных, так и коммерческих. Кто их готовит? Тысячи людей козыряют дипломом психолога, по сути дела, таковыми не являясь...»

В такой ситуации можно говорить о возможном кризисе психологической науки, когда люди, называющие себя специалистами–психологами, вооружившись несколькими методиками активно приступают к врачеванию человеческих душ. Такое положение вещей заметно снижает престиж отечественной психологии и в России и на Западе.

В связи с этим можно прогнозировать две тенденции в развитии отечественной психологии.

Первая, очевидная, тенденция – это развитие отечественной психологии в соответствии с современными запросами. Эта тенденция может выражаться в активном развитии отдельных психологических школ и направлений, усилении их автономии друг от друга, увеличении доли практических курсов и занятий при обучении психологии, повышении значимости практических навыков и умений.

Вторая, неочевидная, тенденция, которая может и должна развиваться как противодействие существующей ситуации – это фундаментализация психологического образования, т.е. усиление фундаментальной подготовки в области психологии, увеличение доли обязательных дисциплин и предметов, активное вовлечение студентов в проведение научных исследований. Такая подготовка имеет целью сформировать у студентов психологическое мировоззрение, т.е умение мыслить психологически при анализе человеческих действий и поступков, умение делать осознанный выбор и оценивать ситуацию. Хорошая академическая подготовка заставит студента подумать перед тем, как он возьмет в руки методику или тест, что он собирается исследовать. Знание теоретических основ психологии и владение предметом этой науки может уберечь будущего специалиста от многих ошибок.

Проблемы, которые испытывает сейчас отечественная психология, не являются уникальными или специфически российскими. Они скорее являются отражением экономической и политической ситуации, сложившейся в мире. При бурном росте технологий и экономики, при повышении благосостояния и денежных доходов населения меняется качество жизни людей, и соответственно, меняется их мировоззрение и психология (в житейском понимании). Аналогичные проблемы переживает и психология на Западе и в США, только проявляются они по-разному – в зависимости от менталитета, традиций, обычаев каждой определенной страны. Восприятие отечественной психологии в мире зависит от каждого из нас: от того, какое впечатление мы создаем, выступая на международных конференциях или участвуя в семинарах; от того, какую подготовку получают наши студенты и какие знания они демонстрируют; от того, какие работы наших отечественных психологов выигрывают международные гранты. Каждый из нас в силах доказать, что мы – лучшие, что отечественная психология имеет богатую историю и уникальные перспективы развития.

Источник: Кулацкая И.Н. http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_1_o/kaluckaya_.html
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся любого человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее...

Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"

  • Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
  • Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
  • Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • О путях развития теоретической психологии...

    Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
    Другой вопрос - «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то "КТО" этим будет заниматься и "ЧТО" в принципе нужно сделать? Читать далее...
    А также...
  • ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
  • Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
  • Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
  • В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
  • Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
  • Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
  • Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

    Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
    Начнем по порядку... Читать далее...

    Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
  • Теории личности
  • Критерии оценки теории личности
  • Компоненты теории личности
  • Основные положения, касающиеся природы человека
  • А так же:
    * Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор проф. Л.Н. Миронова)

    Современные концепции и теории научной психологии

  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
  • Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
  • Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
  • Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
  • Рыжов Б.Н. Системная структура личности
  • Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
  • А так же:
  • Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
  • Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания

  • «Психология, приближенная к реальности». Теория Человека И.В. Герасимова

    Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
    это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
    это и есть «психология, приближенная к реальности»

    Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека практически в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
    Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека? Читать далее...

    Публикации ученых на тему "Человеческая душа"

    "Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
  • Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
  • Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
  • Герасимов И.В. "Человеческая Душа: современная концепция"
  • курс виртуоза жизни
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр нашей жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    MEGAS-CLUB
    2010-2018 | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник