E-mail: iger71@gmail.com | Call: : +7 903-058-2020 | Country : Russia  

Проблемы теоретической психологии и их решение

"ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГ - ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ"

интенсивное общение

Приход человека в психологию всегда личностно значим. В начале 70-х годов в СССР было всего три факультета психологии - в Москве, в Ленинграде и Ярославле. Выпускалось в год 75 профессиональных психологов и этого на огромную страну казалось достаточно.
К концу столетия ситуация кардинально изменилась - психологов выпускается в тысячу раз больше. Кто только их не выпускает!!! Не только те прославленные вузы - перечисленные выше и являющиеся родным домом многих современных классиков психологии, но сотни государственных вузов и тысячи частных.

Я недавно был в г. Иркутске (чарующей красоты город с великолепной архитектурой) и с удивлением узнал, что 7 коммерческими и государственными образовательными структурами выпускается в год 265 (!) профессиональных психологов с высшим образованием. При таких темпах лет через двадцать основное трудоспособное население города будет состоять из психологов.

Не курьез ли это? Самое важное - чем вызвана эта ситуация. Можно было бы предположить, что профессия психолога социально престижна, как, например, профессия менеджера или юриста. Первая предполагает солидные заработки, вторая - власть. Но ни той, ни другой привлекательностью профессия, как показывает опыт, не обладает. Более того - уже на настоящий момент многие выпускники не могут трудоустроиться и работают продавцами в киосках, секретаршами, учителями и т.д. И это происходит не только в Иркутске - это является тенденцией во всех районах России и СНГ.

Почему люди идут в психологию? Почему сотни и тысячи платных курсов, семинаров, тренингов, проводимых психологами и околопсихологическими специалистами, все еще посещаемыми при тотальной нищете населения?

Причин, на наш взгляд, несколько:

- во-первых, общая дезориентация в целях, морально-этических нормах, жизненных, экзистенциальных и культурных ценностях в глобальных макросистемах и в обществе в целом привела к возникновению потребности выстроить эти структуры на индивидуально-психологическом уровне;

- во-вторых, с возникновением эгоцентрических, прагматических, индивидуалистических ценностей происходит тотальное отчуждение людей друг от друга и невозможность интимно-личностных отношений между людьми. Востребованная потребность в этих отношениях в российском обществе всегда была выражена. Более того - личность советского общества отличалась проявленным качеством искреннего сопереживания, взаимной поддержки и открытости, чувством коллективизма (как это ни удивительным кажется сегодня);

- в-третьих, духовная депривация, опустошенность, формирует необходимость внутри личности заполнять это пространство новым, личностно значимым содержанием через психологическое знание.

Сразу встают вопросы

- имеет ли современная постсоветская психология духовные измерения
- может ли психология дать те ценности, которые были сокрушены в процессе нескольких странных и безумных перестроек во всей стране.
- готова ли современная психология изменить свою парадигму и стать “наукой о душе”, отвечающей на психодуховные потребности человека,
- в состоянии ученый мир психологии сформировать эту парадигму на уровне учебников и образовательных технологий
- могут ли существующие образовательные системы готовить психолога новой парадигмы, который может помочь себе и другим в аспекте духовного наставничества.

Это новые проблемы совершенно нового времени. Еще 10 лет назад эти вопросы были абсурдны, т.к. существовали ответы на уровне общей идеологии советского государства. Ответы были вплетены в стиль жизни, в системы массовых коммуникаций, общей политики и государственной организации.

Хаос перестроек сокрушил коммунистический космос и обнажил безнадежную слабость советской психологии в ответах на самые насущные вопросы души (псюхе).

У современной русской психологии в это аспекте существует три возможности:
-перекрасить одежды старой психологии, обновив некоторые формы и препарировав совсем сгнившие части тела;
-усыновить (удочерить) какую-нибудь западную психологию в качестве духовного единоутробника;
-родить свою психологию с душой и с духовностью.

Первый подход, на наш взгляд, является самым простым и доступны. В конце концов он не требует кадровой и мировоззренческой перестройки в материалистически ориентированной российской психологии. Тем более - нужно признать - внутри материалистически ориентированной психологии и вне ее сферы сформирована достаточно основательная духовная психология. Русская психология никогда, собственно, и не уходила от проблематики духовности. Основное - всегда эта психология или воспринималась искусственной, т.к. была странная тенденция “прижить” ее к древу позитивизма или чуждой идее, когда она занималась истинно духовной проблематикой. Основная сложность заключается в том, что духовные ценности материалистического понимания идентифицированы с идеей коммунистического строительства и тоталитарным режимом. В этом смысле они находят широкую критику и обесценены. Советская психология духа была идеологизирована. Когда сокрушена идеология, это не могло не сказаться на ее проявления.

Второй подход проявляет современные тенденции русской психологии, особенно тех авторов, которые стремятся психотехнологизировать и практицизировать советскую психологию, которая отличилась теоретичностью, часто схоластичностью. Зарубежная психология предприняла активную интервенцию на бывшую ментальную территорию Советского Союза. Эта экспансия имела многообразие форм и методов.

Первый наплыв имел психотехнический характер. Именно в это время произошел основной наплыв групповых и индивидуальных методов работы с клиентами: психодрама, гештальт-терапия, трансактный анализ, райхианская терапия, биосинтез, ребефинг, психосинтез, рольфинг, первичный крик Янова и огромное количество других психотехник и целостных психотехнологий. Стоить отметить две особенности:

- они были максимально психотехничны и минимально теоретизированы в советском смысле;
- они имели авторский характер и мало репрезентировали смысловое поле и многообразие школ зарубежной практической психологии и психотерапии.

Это было интересное время. Импонировала психотехничность и простота языка этих лидеров. Наверное, зарубежных лидеров привлекала искренняя заинтересованность и ненасытность российской клиентуры. Особенно привлекали почти наивная доверчивость и открытость. Российские психологи и их клиенты готовы были платить щедро своей энергией, деньгами, помощью, любовью за умения и навыки, которые давала зарубежная психотехническая культура.

Вторая волна имела инструментальный характер. Появилось множество книг о том, как и что делать. При этом сохранялась тенденция к минимальному теоретизированию. На этом этапе также зарубежная психология попыталась организоваться на российском рынке. Появилось множество сетевых и пирамидальных структур, постепенно опутывающих своими связями и региональными центрами научное и интеллектуальное пространство СНГ. Психоаналитическая ассоциация, система Рона Хаббарда, нелперская сеть, сеть позитивной психотерапии Хамида и Нострата Пезешкьянов и др. Именно организация сетей встретила в России достаточно сильное сопротивление, особенно жестко-структурированных и иерархически построенных в отношении власти-подчинения. Ярким примером является финансово-монархическая пирамида дианетики.

Третья волна имела в основном интеллектуальный характер. Начали издаваться в большом количестве монографии известных лидеров практической психологии и психотерапии. Наступила эпоха толстых книг и специализаций. Наступило время проникновения в истинные корни глубинной, экзистенциальной, трансперсональной, гуманистической, психоаналитической психологии. При этом отметился разрыв между теоретическим осмыслением западных концепций и их практическим применением. С одной стороны - появились “знатоки - теоретики”, с другой - мастера психотехник. Одновременно с этим появился разрыв между семантическими полями клиентов и профессионалов, разрыв между толкованиями теоретиков направлений. При всех чудовищных усилиях в организации школ в западном понимании, организации сетевых структур, они в России не состоялись.

Что касается возможности рождения “психологии с душой”, то, на наш взгляд, эти роды должны и могут состояться как некий срединный путь между первым и вторым вариантом. Именно на стыке переосмысленной российской психологии и трансформированной через русский менталитет западной психологии может родиться новая психология, имеющей предметом душу человека, а не психические процессы, поведение, деятельность, установку или что-то другое.

На уровне синтеза двух направлений, вариантов, образовался интеллектуальный бульон, из которого, надеюсь, через некоторое время, выкристаллизуется новая психология.

Методологические сумерки, которые сгустились над российской психологией, не дают больших надежд и оптимизма в отношении быстрого и безболезненного рождения жизнеспособной, здоровой духовной психологии.

Человек не живет, а собирается жить завтра. Для человека важно не только то, где, как, с кем, в каких условиях он живет. Важнее перспектива. Важны базовые смыслы человеческого существования. К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ДУШИ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ НА НИХ ОТВЕТ.

Я искренне надеюсь, что Челябинская конференция явится осмысленным шагом в формировании новой парадигмы российской психологии.

Источник: http://www.integratio.ru/article/025.htm
Про ОДНУ проблему теоретической психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • А. Н. Леонтьев Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность."
  • Козлов В.В. Психология и психолог - проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • А.В. Юревич Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С. и др. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • Т. Черниговская "Как Интернет влияет на наш мозг"
  • А.М. Иваницкий "Сознание и мозг"
  • ЧТО ДЕЛАТЬ? О путях развития теоретической психологии
    Теория личности: требования и критерии оценки качества по И.В. Герасимову
    «Психология, приближенная к реальности»: теория человека И.В. Герасимова
    Каким образом я создавал теорию "Психология, приближенная к реальности"
    А так же
    Гераклит Эфесский...
    Горбатенко А.С "Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности"
    Мотков О.И. "Интегральная модель личности"

    Выездной тренинг
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развить в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, просчитывает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях...
    Как думает СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер"
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы....
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    Если при обычном, конструктивном общении, говорят и слушают друг друга все, то при интенсивном - говорит, как правило один, причем говорит так, что все его слушают..., и соглашаются со всем, что он говорит...
    Хотите научиться также? - тогда вам на тренинг
    "ИНТЕНСИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: динамичное убеждение и эффективное переубеждение"
    Профессиональная импровизация (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует в жизненном плане? - устроим для вас Шоу - "БИТВУ Социальных ИНТЕЛЛЕКТОВ"

    БИТВА СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТОВ
    megas-club
    2010-2017 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник