И.В. Герасимов

О путях развития теоретической психологии...

Глобальные проблемы психологии, которые я описал в статье Про ОДНУ проблему психологии... решать можно и решать нужно…

Другой вопрос- «кому это надо?» (психология живет и существует и с этими проблемами), а если все-таки и надо, то "кто" этим будет заниматься и что в принципе нужно делать?

Орлов А. Б. [1, с. 21-22]:
«Сейчас, как никогда раньше, важно понять будущее, важно увидеть основную тенденцию, трансформирующую сегодняшний (в том числе и психологический) мир в мир завтрашнего дня. Такая тенденция — поиск продуктивных решений глобальных проблем. Альтернативы этому просто не существует.
современный мир — это мир уже не столько локальных, сколько глобальных проблем. Осознание новых реальностей сегодняшнего (и в еще большей мере завтрашнего) мира неразрывно связано с формированием и формулированием принципиально нового социального заказа психологической науке — на разработку таких психологических теорий и практик, которые могут обеспечить решение глобальных проблем. Новое научное мышление, ядром которого является признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми иными ценностями и интересами, убедительно демонстрирует несостоятельность старых, традиционных форм мышления, ограниченного узким горизонтом частных проблем.
… для того чтобы стать действительной наукой о всеобщем и сущностном, релевантной эволюции психической жизни всего вида homo sapiens, психологии еще предстоит решить труднейшую методологическую задачу синтезирования существующих научных школ и направлений, задачу подлинной интеграции своего предмета и, следовательно, самой себя как научной дисциплины. Сегодняшняя психология — это конгломерат психологии, которые с помощью индуктивного метода, отталкиваясь от изучения той или иной частной конкретизации психической жизни человека, пытаются перейти к формулированию всеобщих закономерностей психической жизни человеческого вида в целом".

Мазилов В.А. (статья «Методология психологической науки: достижения и актуальные задачи»):
"Хорошо известно, что в психологии накоплено огромное количество различного фактического материала, выдвинута масса гипотез, сформулировано множество концепций разного уровня. Вместе с тем обобщающей концепции (на что психологическая наука была явно ориентирована) создать не удалось, хотя некоторые направления в психологии минувшего века на это (явно или неявно) претендовали. Многими выдающимися психологами XX столетия предсказывалось, что близко то время, когда в психологии наступит долгожданное единство (при этом обычно указывался ориентир 2000 года или наступления нового века). Как мы теперь можем убедиться, означенное единство не наступило, да и интегративные тенденции в психологии сегодня не выглядят так многообещающе, как это представлялось в шестидесятые годы.
Специальное исследование показало, что для реализации интегративных тенденций требуется специальная работа со стороны психологического сообщества. Это и заставило приступить к разработке коммуникативной методологии, направленной на обеспечение лучшего взаимопонимания между различными направлениями, школами, подходами в психологии.
Основная трудность на этом пути состояла в разработке аппарата коммуникативной методологии. Большинство исследователей полагало, что такое вообще невозможно, т.к.различные психологические концепции являются несоизмеримыми. Такое мнение представлялось многим достаточно обоснованным, т.к. хорошо известно, что разные школы по разному трактуют сам предмет психологии, а практически любое психическое явление может быть объяснено с помощью различных психологических теорий."

Козлов В.В."Интегративный подход в современной психотерапии и психологии":
«Обобщение научных знаний о человеке в единое целое способно не только выявить и ликвидировать пустоты, белые пятна последних на рубежах традиционных наук, но и расширить горизонты психологии за счет интеграции знаний и прикладных технологий из других наук и тех направлений, которые в соответствии с картезианской парадигмой считались ненаучными и даже антинаучными».

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии»
: "…интеграция результатов теоретических изысканий, рассыпанных по различным монографиям, учебникам, руководствам, издаваемым в России и за рубежом, до сих пор не была осуществлена. В связи с этим в значительной степени не сложились теоретические основания для обращения отраслей, научных школ, различных течений психологии к самим себе, своим собственным основаниям".

Итак, в чем загвоздка, в чем вопрос? - знаний психологических предостаточно, надо просто взять и сложить имеющиеся концептуальные схемы в одно целое, как конструктор, получив тем самым цельную, единую конструкцию под названием человеческая психика, или просто, человек... Или лучше создать новую, большую, глубокую и развернутую схему-систему, которая вместит в себя все имеющееся, то, что уже есть и даже более того...?- думаю, лучше создать новую...

Профессор Козлов В.В. в статье Психология и психолог- проблемы и задачи предлагает следующие пути решения.

«У современной русской психологии в этом аспекте существует три возможности:
- перекрасить одежды старой психологии, обновив некоторые формы и препарировав совсем сгнившие части тела;
- усыновить (удочерить) какую-нибудь западную психологию в качестве духовного единоутробника;
- родить свою психологию с душой и с духовностью»

По первым двум пунктам здесь более или менее понятно- примерно в таком направлении наша современная психология и движется в последнее время... А вот что касается 3 пути, то профессор Козлов В.В. по этому поводу высказывается следующим образом:
«Что касается возможности рождения “психологии с душой”, то, на наш взгляд, эти роды должны и могут состояться как некий срединный путь между первым и вторым вариантом. Именно на стыке переосмысленной российской психологии и трансформированной через русский менталитет западной психологии может родиться новая психология, имеющей предметом душу человека, а не психические процессы, поведение, деятельность, установку или что-то другое. На уровне синтеза двух направлений, вариантов, образовался интеллектуальный бульон, из которого, надеюсь, через некоторое время, выкристаллизуется новая психология. Методологические сумерки, которые сгустились над российской психологией, не дают больших надежд и оптимизма в отношении быстрого и безболезненного рождения жизнеспособной, здоровой духовной психологии. Человек не живет, а собирается жить завтра. Для человека важно не только то, где, как, с кем, в каких условиях он живет. Важнее перспектива. Важны базовые смыслы человеческого существования. К великому сожалению психология без души не может дать на них ответ»…

Профессор Братусь Б. С., в свою очередь, в статье Психология - наука о психике или учение о душе? по этому поводу высказался следующим образом:
«В начале ХХ века потеря психологией души рождала споры, недоумения, сожаления. Ныне же — столетие спустя — положение давно стало рутинным, привычным и, практически, никого из психологов уже не задевает, не тревожит, что их наука, вопреки своему названию, вовсе не о душе человеческой. Но если профессиональные психологи уже вполне смирились и вытеснили, забыли исходное назначение своей науки, то люди со стороны (как раньше говорили — «публика») по-прежнему обманываются словом и ждут от психологов прояснений, глубин, откровений именно о душе человеческой».

Более того, еще «Л.С. Выготский подчеркивал, что сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной мысли овладеть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась мифологией, т.е. сама идея научного строения о душе содержит в себе весь будущий путь психологии, ибо наука и есть путь к истине, хотя бы ведущий через заблуждения» (Выготский, 1982, с. 428).
«Есть ли у нас шанс понять, во что верил Л.С. Выготский? … Эти слова о главном в жизни Л.С. Выготский адресовал своим ученикам и соратникам. Их можно считать его духовным завещанием. В это нельзя не верить…» (Н.А. Низовских Во что верят российские психологи).

И вот с этим я полностью согласен...

2010 © Игорь Герасимов