Профессия тренера.
Почему в работе не хватает драйва? (часть 1)
Участникам тренинга нужен драйв, приподнятое настроение - их
интерес должен постоянно находиться на динамической волне познавательной активности. Это всем известно. И влияние
тренера здесь очевидно. А как порой не хватает этой энергии самому тренеру, которой хочется зарядить весь тренинг и
всю группу...
ДРАЙВ (англ. drive) - сильный внутренний энергетический подъем, характеризующееся повышенной самоотдачей
и эмоциональным возбуждением, вызванный определенным побуждением, желанием, мотивацией что-либо сделать, свершить,
совершить…
Причем мотивация, мобилизующая энергетическую активность, в каждом отдельном случае может быть разная: от
актуального желания удовлетворить какую-то насущную потребность, до обычного (куражного) состояния души и
огромного желания в осуществлении глобальных планов и идей...
В психологии мотивации и в теории научения слово "драйв" означает неосознаваемое внутреннее влечение,
порожденное некоей потребностью (энциклопедия практической психологии), что, в принципе, тоже самое.
В обратном случае - это вялость, безволие, неуверенность, энергетическая и психическая опустошенность... - все
это врядли сподвигнет на какой-либо решительный поступок...
Состояние тренерского драйва трудно объяснить словами, по-моему, это не только сочетание уверенности и хорошего
настроения, это состояние, обусловленное особым желанием тренера менять, развивать группу и каждого участника в
отдельности.
Анализ моей практической деятельности, а так же тренингов, на которых мне посчастливилось присутствовать, опыта
других тренеров (общение, публикации), подвигло меня к следующим выводам, которые возможно помогут коллегам
улучшить качество своей тренерской работы.
От чего зависит отсутствие драйва в работе тренера? Пойдем от простого…
Плохое настроение тренера
Причин плохого настроения может быть множество: от актуальных переживаний и простой усталости до глобальной
жизненных проблем. А каком драйве здесь может идти речь?
Что делать?
Проблемы надо решать – и это не я придумал. Какое бы настроение не было, тренеру необходимо умение бысто
настраиваться на позитивную волну, "надевая свой профессиональный пиджачок", выкидывая из себя все не нужные
негативные мысли...
Отсутствие мотивации работать с драйвом
В данном случае - у тренера может не быть ни материального, ни профессионального, ни какого другого интереса
проводить тренинг.
Что делать?
Тренеру необходимо точно соизмерять свои затраты и получаемые выгоды при работе с каждой группой. Баланс должен
немножко перевешивать в сторону выгод тренера. Если этого нет - то лучше отказаться, если есть, то отсутствие
энтузиазма, драйва в работе тренера - необоснованный в работе брак.
Кстати: для настоящих мастеров - деньги не самое главное (или само собой разумеющееся)- здесь важен процесс.
Профессионалам нужна достойная материальная компенсация. У новичков на первом месте - опыт, практика, налаживание
связей...
Профессиональная неуверенность тренера
Профессиональная самооценка тренера складывается из многих факторов, в частности, из опыта работы, успешности
проведенных программ, знания предмета, общественного признания...
Другие причины профессиональной
неуверенности.
Тренер плохо разбирается в теме тренинга
Бывает так, что тренер сам толком не разбирается в том, чему хочет научить других.
Преподавателю необходимо очень хорошо разбираться в своем предмете - это должны быть глубокие и системные знания.
Если такого нет - то деятельность тренера чревата пагубными последствиями: любое «проникновение» участника в глубь
изучаемого материала - и тренер может впасть в ступор от незнания, что ответить, либо будет изворачиваться,
задавать встречные вопросы или вовсе уходить от ответа, находя различные отговорки. Драйва такие ситуации не
прибавляют...
Что делать?
При всем многообразии программ тренингов, литературы по каждому вопросу, разобраться в том, о чем там пишут вроде и
не сложно. Проблемы начинаются, когда ты берешь другую книгу (или идешь на другой тренинг) и там та же самая
проблема освещается совсем другими подходами, понятиями, словами. Вот здесь начинается путаница. Это извечная
проблема психологии, как науки - разнообразие точек зрения и отсутствие единого подхода, интегративной схемы по
каждой конкретной теме.
Поэтому тренеру стоит либо приобщаться к чьей-либо концептуальной парадигме (он с ней согласен, она ему понятна),
либо создавать свою. Для этого по каждой тематике тренинга должна быть составлена своя система знания со своими
основами, взаимосвязями. И эта система должна быть в первую очередь понятна ему самому -
«создайте правильную
теорию, и у вас не будет проблем с практикой!» (Уинстон Черчилль). А так же,
верьте в свое знание и
заряжайте этой верой других: если тренер уверен в глубине, логичности, системности, понятности созданного им
знания - то драйв обучать этому других будет обеспечен...
Далее следует другая проблема: будет ли эта система понятна слушателям? И как ее эффективно внедрить в сознание
участников...?
Продолжение
"Профессия тренера: почему в работе не хватает драйва?" (часть 2)