Профессия тренера.
Почему в работе не хватает драйва? Часть 2
Начало
"Профессия тренера. Почему в работе не хватает драйва?" (часть 1)
Не удовлетворенность содержанием тренинга
Содержание тренинга:
не проработано и под сомнением в целом эффективность того, что и как предполагается делать
само по себе не интересно
не соответствует стилю тренера и др.
Бывает так, что начинаешь проводить или адаптировать новую программу и думаешь, какую ерунду ты сейчас делаешь - и весь кураж пропадает. Хорошо, если сумеешь по ходу сориентироваться и придумать что-либо поинтересней. А если весь тренинг - мягко сказать, банальность?
Я иногда обращаю внимание на некоторых артистов-сатириков – делают не качественные вещи, а у самих глаза горят. Вот так бы уметь - делать «ерунду» с горящими глазами... Да только вот не хочется что-то, да и «смех за кадром» на тренинге не включишь…
Что делать?
1.
Написание качественного сценария требует не малого мастерства- и это далеко не набор "интересных" упражнений- это процесс качественного, конструктивного, познаательного и увлекательного развития в соответствии с заявленными целями и темой тренинга.
Не каждому дано - как не каждому дано написать интересный, интригующий сценарий к фильму, красивую песню, привлекательный рекламный ролик и т.д.- это особый,
креатиный труд...
Из чего я исхожу, разрабатывая тренинг:
необходимо очень хорошо разбираться в том, чему хочешь научить других. Под каждую тему создается своя система знания, целостная, развернутая, понятная...
логика тренинга максимально приближает участников к намеченному результату - от простого к сложному, от сложного к простому, когда знания и умения наращиваются послойно, с каждым разом усложняясь, становясь продвинутее, глубже...
и др.
2. Тренинг должен пройти апробацию.
Каждая мелочь должна быть продумана: что на входе - на чем делать акценты при обсуждении, и соответственно, что на выходе, и что следует далее... Тренеру необходимо прогнозировать возможные реакции участников на то или иное задание и его эффекты, в какую сторону надо идти, а в какую уйти реально, но не желательно. Если неожиданности происходят на самом тренинге и не хватает профессионализма, чтобы «вырулить» -
драйв если был - пропадет, потому что на смену придет непременное желание осмыслить то, что происходит здесь и сейчас и куда мы сейчас придем... Участники очень чувствуют такие вещи и лучше их не допускать.
3. И, наконец, тренинг, который собираешься проводить, необходимо принять как свое, частичку себя, а для этого стоит решить - на каком уровне креативности, в каком «жанре», стиле вам нравится работать. Не будет принятия- не будет драйва, куража.
Тренер не умеет управлять группой
Тренер создает психологическую атмосферу в группе, влияет на ее динамику, конструктивное развитие, позитивность. Это навыки человека, изощренного в искусстве гибкого взаимодействия. Надо уметь управлять, регулировать отношения, поднимать, снимать напряжение и т.д. «Люди разные - подходы разные».
К чему я это все. Весь кураж пропадет - если участники начнут себя вести не так, как запланировано, а все потому, что не будут получать то, за чем пришли...
Какие здесь могут быть проблемы?
Тренер не чувствует группу, ее настроение в целом и мотивацию каждого отдельного участника.
Можно прочесть массу литературы по данному вопросу, посетить различные семинары – результат все равно может остаться под знаком вопроса- здесь нужны
лидерские качества, здесь нужна
личность, здесь нужен особый, гибкий, адаптированный к различным ситуациям ум.
Навыки влияния, управления людьми – очень не простые, требуют особого уровня осознанности, рефлексии, гибкости, креативности, их необходимо развивать, причем в постоянном режиме. Если тренер не владеет таковыми, ему будет очень не просто взаимодействовать с участниками в сложных ситуациях. Любой выпад участника - неправильная реакция - и все... - можно начать переживать происходящее и собственную несостоятельность...
Личностные качества тренера
Некоторые тренеры более склонны к пассивности, чем к неудержимой активности. Они тянут, проводят ни кому не нужные тесты, «размышляют» на разные отвлеченные темы - на таких тренингах хочется заснуть, или позаниматься чем-нибудь другим.
Недостаток креативного и социального ума тренера может подвести при разборе различных, особенно не простых ситуаций, и при поиске вариантов их решений. Полагаться на участников конечно хорошо (а тренинг, в свою очередь, как раз и предполагает такой вид групповой активности), но все же, если тренер зрелый, мудрый и к тому же сам изощрен в придумывании - тренинг приобретает несколько иной окрас - участники это тонко чувствуют и начинают работать по-другому...
Что делать?
Развиваться, перестраиваться самому, либо переходить на ведение «групп встреч» или клубов по различным жизненным проблемам, где можно просто общаться или создавать пространство для общения других...
Социальная и внутриличностная самонедостаточность тренера
Речь идет о внутренней противоречивости -
не стабильной самооценке, комплексах,
неуверенности и т.д.
Если в тренере это есть, то при какой-либо
провокации участника группы, есть угроза сорваться, и начать «встречные
атакующие маневры»… (другая реакция - мгновенно погрузиться в себя, в самоанализ). Очевидно - все это динамику тренинга не повышает. Драйв, кураж пропадает....
Что делать?
Тренер на работе - это профессионал, не чувствительный к провокациям в свою сторону - это особая зрелость, понимание, непроницаемость,
эмоциональная устойчивость...
И в заключении...
Работа тренера интересна, перспективна, уважаема- это привлекает. Но иногда
напрягает ни от того, что не хватает профессионализма, а от того, что занимаешься не своим делом. Это издержки любой профессии - люди часто не находят своего призвания, а идут на поводу у обстоятельств, перспектив, советов или каких-либо других порывов. О настоящем кураже, драйве здесь не может быть и речи…
!И, не это ли тренерский драйв, когда приходишь на группу и у тебя есть огромное желание что-то сделать, изменить всех к лучшему... И ты уверен, что так все и будет. Думаю, что это и есть настоящее профессиональное тренерское счастье, кураж, драйв, когда ты получаешь удовольствие от работы, которую любишь и умеешь хорошо делать.