Игорь Герасимов

"Эмоциональные вампиры": типология и советы по управлению (часть 1)

Продолжение... Начало Явление "эмоционального вампиризма": психологические основы

Разберем явление «эмоционального вампиризма» в контексте рабочей ситуации, рабочего коллектива.

Ни один коллектив не обойдется без людей, которые и дня не проживут, чтобы не позлорадствовать или не испортить кому-нибудь настроение. Такое встречается сплошь и рядом, они везде… - недовольные жизнью, собой, другими людьми… Так кто же они - "эмоциональные вампиры"? Как «пьют кровь»? Из кого "пьют"? И, главное, как этому противостоять?

Недовольные, раздражительные типы

зависть Это скандалисты, кверулянты-сутяжники, придирчивые, мелочные, не редко взрывоопасные люди, которые раздражаются по любому поводу, и не упускают возможность, чтобы к кому-нибудь не придраться, кого-нибудь не "укусить".

Они сидят на лавках и злословят, они входят в магазин и устраивают там скандалы, они ищут конфликта везде, где бы они не находились, постоянно суют нос не в свои дела, собирают сплетни, "наезжают" по любому поводу, направо и налево «режут правду-матку», портя тем самым настроение...

Почему?- потому что плохое, раздражительное настроение- это их нормальное состояние - когда другому плохо- им хорошо. Скандалы, конфликты - стихия их душевного, и соотвественно, социального мира.

Степень выраженности такого рода конфликтности зависит
а) от общего состояния души, удовлетворенности жизнью (чего в душе больше - негатива или позитива?),
б) уровня самооценки (в каком направлении она более всего "плавает") и
в) уровня социальной зрелости и эмоционального интеллекта - это позволяет контролировать и регулировать собственные эмоции и действовать по ситуации.
(тяжелые формы данного явления смотрите, к примеру, в кинофильме «Похороните меня под плинтусом»).

Что делать?

Рекомендации коллегам
Вариантов здесь множество, в зависимости от того, какие отношения собираетесь строить с такого рода людьми. Но все же -"ставить таких на место" - обязательное умение любого нормального, уважающего себя человека.

Правила поведения в ситуации словесных нападений см. здесь, а в целом:
- «вампиры» боятся уверенного поведения, поэтому не вздумайте опускать перед ними глаза
- они злятся, когда их выпады игнорируют, не придают им значения, когда их сарказм пролетает мимо…
- они теряются и сами раздражаются, когда в их сторону летят ответные удары, особенно по их неудовлетворенной сути.
- они начинают задумываться над тем, что происходит, когда им непонятным образом закручивают мозги…
- их можно переорать или перенапугать,
- можно сделать что-то нестандартное, что не уляжется в их раздражительной голове и выбьет из обычной колеи.
- им можно подыграть, т.е. участливо посаглашаться с их «зрелым взглядом на жизнь, на людей», признаться в собственной не правоте, раскаяться и покаяться, «как бы извиниться»
- а еще их можно перехитрить, к примеру, «как бы обидеться»…
- их можно «послать к психотерапевту», который поможет разобраться с негативным бурлением, которое происходит у них внутри
- а можно уверенно вскрыть их ущербную сущность, прямо указав на то, откуда у них все это берется
- а еще с ними можно подружиться, к примеру, попросить у них совета, как у самого понимающего и разбирающегося ценного и незаменимого сотрудника, восхититься их талантами и т.д.

Рекомендации руководителю
Гнев руководителя здесь не поможет. Как говорилось выше- негативная атмосфера- их стихия. Поэтому необходимы другие, более гибкие методы… К примеру, можно дать им «пряник», которого им так не хватает, по типу того, как почтальону Печкину подарили велосипед и он стал добрым. И тогда они будут не опасны, успокоятся, и начнут усердно работать на благо общего дела…

«Высокомерные», надменные типы

высокомерие Психологи про таких говорят, что у них завышенная самооценка. Думаю, что этого будет мало для характеристики подобного типа. Они считают себя выше других, и поэтому с пренебрежением относятся к людям, особенно к тем, кто ниже их по статусу, или где-то в чем-то не дотягивают- не такие умные, хваткие, успешные. Про «высокомерных» говорят «много гонора при пустой голове»- нахватаются умных словечек и изгаляются как могут.

Рекомендации коллегам
Нередко такие типы вызывают обычное человеческое отвращение… - их не трогаешь и они, как говорится… не тронут. Их оружие- сарказм, цинизм, пренебрежение… Если они видят возможность поглумиться- они ее не упустят.

! Внимание: есть здоровый сарказм- он по большому счету без злого умысла, а чисто для веселого настроения и профилактики зарвавшихся или чего-то не понимающих людей, а есть с негативным окрасом- его цель- принизить человека, для собственного возвышения и получения удовольствия от низости, боли, раздражения других…

Как противодействовать такому сарказму? Ничего сложного: можно пропустить выпад мимо себя, проигнорировать, можно отшутится, можно подыграть, «включив как бы дурака», можно хлестко проехаться и по личности нападающего, поставив его на место, гибко указав на его ущербно-высокомерную суть.

Ты дурак- Да, возможно...- Тебе надо жить одному- Да, может ты и права.
-Тебе не кажется, что ты растолстела? – И ты тоже заметила? то-то подо мной сегодня мост качнулся…
- Как вы могли, такая неосторожность… - Простите, я так сожалею, как я мог… очень виноват, исправлюсь... - Ну ладно, хорошо, что осознаешь… - Спасибо, вы так добры ко мне… буду думать над этим…

- Вы идиот… - Да, возможно…, а у вас что, какие-то сомнения на мой счет?... А вот у вас я вижу, умное и проницательное лицо. Тогда скажите мне, что вас побуждает так скверно вести себя, к примеру, в последний раз, на корпоративе?
- Да как вы смеете, нахал…
- Да что вы так разнервничались. Может вам успокоительное принять, очень, говорят, помогает…
- Да вы отдаете себе отчет?
- Да, может быть. Слушайте, что-то вы сегодня не важно выглядите... дома все в порядке? Бледная,, глаза красные... Сердце давно проверяли?

Примерно таким образом, если, конечно, не жалко, можно довести нападающего до белого каления.

Рекомендации руководителю
С руководителями такие типы обычно не позволяют себе подобных выходок, но если уж где-то что-то такое проскользнет, то можно и в резкой форме пресечь, а можно и лояльно ответить в том же духе- все по ситуации, по отношениям, по настроению- вы же руководитель...

Продолжение... "Эмоциональные вампиры": типология и советы по управлению (часть 2)

2007 © Игорь Герасимов