Игорь Герасимов

Военные хитрости: 36 китайских стратагем

36 стратагем

"Искусство сокрушало империи…"

"Тридцать шесть стратагем" — древнекитайский военный трактат, в виде собрания стратегических приёмов, хитрых тактических ходов, стратагем, применяемых в военных действиях, интригах, разного рода конфликтах...

Стратагема (с древнегреч.- военная хитрость) — алгоритм поведения, просчитанная последовательность действий, направленных на достижение скрытой цели, получения преимущества и перехвата инициативы с обязательным учётом психологии противника, его положения, обстановки и других особенностей ситуации.

Понятие стратагема существует в культуре Китая не менее трёх тысяч лет.
В Древней Греции, в свою очередь, термин "стратегема" использовался в трудах Геродота, Фукидида, Ксенофонта и других древнегреческих авторов, где содержится немало примеров военных и дипломатических хитростей (Ксенофонт "О командовании конницей", Онаксандр "Стратегикос").
А в Западной Европе термин приобрёл широкую известность благодаря книге древнеримского автора Секста Юлия Фронтина "Стратегемы" (упорядоченный сборник тактических и психологических приёмов, использованных в конкретных случаях) и книге древнеримского писателя македонского происхождения Полиэна с таким же названием на греческом языке.
В Древней Индии аналог стратагем был изложен в трактате «Панчатантра»

Авторство китайских "36 стратагем" в разное время приписывалось Сунь Цзы (эпоха Весны и Осени) и Чжугэ Ляну (Троецарствие), но большинство современных учёных склоняется к тому, что трактат вышел из устной и письменной традиции и имеет множество вариантов и авторов. Из всех имеющихся на настоящий момент источников первое упоминание «Тридцати шести стратагем» встречается в седьмом томе «Биографии Ван Цзинцзэ» (Ван был генералом, служившим при дворе Гао-ди, первого императора династии Южная Ци (479—502 годы)). После восшествия на престол нового императора Мин-ди и казни нескольких высокопоставленных сановников, генерал Ван, имея все основания опасаться за свою жизнь, поднял мятеж. Узнав, что крон-принц Сяо Баоцзюань бежал из дворца, как только услышал о мятеже, генерал Ван заметил: «Из тридцати шести тактик Тань-Гуна, убежать — самая лучшая. Вам обоим, и отцу и сыну, следует безотлагательно бежать»...

Оригинал рукописи "36 стратагем", на которой основаны все современные издания, был обнаружен в 1939 году в провинции Шэньси. В конце старой книги, рассказывающей о бессмертии, чиновник Гоминьдана обнаружил короткую дописку под названием «Тридцать шесть стратагем. Сокровенная (тайная) книга по военной тактике». Точно определить дату создания этого собрания стратагем невозможно. Книгу приблизительно можно отнести к династии Мин, хотя в ней нет указания ни на автора, ни на дату.

Трактат представляет из себя список из 36 идиом (всего 138 иероглифов) и коротких пояснений к ним. Комментарий к стратагемам составлен на примерах из китайской Книги перемен и философии легистов.

Традиционно 36 стратагем делятся на шесть подгрупп по шесть стратагем в каждой (такое деление условно).
Все 36 стратагем являются особым типом фразеологизмов китайского языка: чэнъюй. За каждой такой фразой стоит не одна занимательная история и множество исторических примеров применения, большую часть которых можно отнести к периоду Сражающихся царств (475—221 годы до н. э.) и к эпохе Троецарствия (220—280 годы), когда китайская военная и дипломатическая мысль переживала небывалый до этого расцвет.

Основной текст трактата предваряет фраза: "Шестью шесть равно тридцать шесть. В расчёте — искусность, в искусности — расчёт. Инь и Ян сменяют друг друга, на этом зиждется хитрость. Необходимую уловку нельзя загодя предугадать, в негибком планировании нет победы."

Необходимые условия для составления и успешной реализации стратагем:
- знание психологических особенностей тех, против кого нацелен план;
- умение рассчитывать ходы и предвидеть их последствия;
- упорство автора плана в реализации стратагемы.
Важным компонентом для создания стратагемы является высокий уровень информированности о действиях противника. Для получения информации в древнем Китае широко использовались многочисленные методы разведки, и шпионаж.

Естественно, ни о какой морали и нравственных принципах здесь в принципе не идет речи: "Существует единственный критерий - эффективность. Нет друзей и союзников, все - враги. Некоторые враги - явные, некоторые - тайные или потенциальные. Нравственность и прочие духовные атрибуты рассматриваются как инструменты, которыми ты должен пользоваться в своих целях, но отнюдь не как нормы, которым ты обязан следовать. "Цель оправдывает средства"- общий принцип китайских стратагем (отсюда понятно, кем и в каких ситуациях они в основном используются).

Продолжение "36 китайских стратагем: разбор тактических приемов и ходов"

2013 © Игорь Герасимов