E-mail: info@nrpsy.ru | WhatsApp +7 (960) 192-0102 | Russia  
НАБОР В ТРЕНИНГ-ГРУППУ ОНЛАЙН ШКОЛЫ

Проблемы развития образования и общества

XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека

проблемы в образовании

2–4 июня 2019 года в Санкт-Петербурге проходил XIII Саммит психологов, который объединил более тысячи психологов из разных стран для обмена профессиональным опытом.

Дискуссия в рамках открытого Форума психологов 2 июня была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Баранникова. Теплые слова о сотрудничестве с ним сказал в своем видеопослании основатель экзистенциально-аналитической психотерапии, профессор Альфрид Лэнгле. Предисловием к дискуссии были воспоминания представителя Ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов Натальи Игнатьевой.

Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» задала участникам Саммита вектор работы по осознанию причин, направленности и последствий стремительных изменений в современном обществе для выполнения великой миссии: сохранить Человека. Модератором первой части дискуссии стала профессор Светлана Костромина.

Выступая с докладом «Вечный вопрос психологии: помогает ли решение проблем психологии разрешать «психологические проблемы?» академик Александр Асмолов рассказал о том, что современный человек может исходить из стратегии адаптации или рассматривать мир как уникальное производство инноваций, где на первый план выходит готовность к тому, чего еще нет. Он живет во времена переизбытка информации и обречен все время делать выбор.

Доклад профессора Наталии Гришиной «Экзистенциальная революция? Наука психология и жизнь человека» также был связан с темой личной ответственности: на первый план сегодня выступают экзистенциальные вопросы бытия. Ресурсом сохранения личности становится способность меняться.

Даёт ли преимущества неадаптивность? Существует ли в жизни человека высшая цель? Адаптивны ли мы, когда выходим за пределы себя? Об этом размышлял в своем докладе «Персонология неадаптивности: человек над ситуацией» профессор Вадим Петровский.

Суициды, в том числе – расширенные суициды с массовым убийством людей – стали бичом современного мира. Доклад «Себя не убивает тот, кто не хочет убить другого» профессора Михаила Решетникова раскрыл слушателям мотивацию и проблемы людей, стремящихся покончить жизнь самоубийством. Несмотря на то, что у каждого человека, согласно психоаналитической концепции, есть влечение к смерти, реализуют его только те люди, которые не имеют цели, выходящей за пределы повседневности и объединяющей их с другими людьми.

О точках соприкосновения для психологов разных направлений говорил профессор Борис Братусь в докладе «"Психика" и "личность" в отсутствие "души" и "духа"». Объединение не в направлении, оно в изменении взгляда и этот взгляд – вверх. Интерес к человеку, попытка ему помочь, в пределе – любовь к этому человеку. Духовность как вертикаль человеческого существования может пронизывать любой момент жизни.

Доклад профессора Елены Николаевой «Жизнь без души» осветил естественно-научное понимание человека как животного, у которого слабы механизмы торможения агрессии. Руководимый инстинктами человек получает удовольствие, наблюдая и вызывая страдания другого, и это тоже правда, о которой нужно помнить.

Вторая часть дискуссии под руководством кандидата медицинских наук Дмитрия Ковпака стала мостиком от Эроса к Танатосу с погружением в дискуссию о будущем терапии.

Благодаря современным информационным технологиям психотерапия все больше становится удалённой, что приводит к инструментальным, экзистенциальным и этическим проблемам. Сейчас уже можно побеседовать с компьютером, который запрограммирован отвечать, как терапевт. Становится ли при этом компьютер терапевтом? Доклад доктора медицинских наук Виктора Кагана «Дистантная психотерапия: вызовы и границы» – о нюансах и особенностях дистантной терапии по переписке, телефону и видеосвязи. Технологии идут вперёд, это вызовы для следующих поколений - они будут ждать от психотерапевтов умения работать в новом формате. Готовит ли сегодняшнее психотерапевтическое образование к овладению новыми навыками?

«Тренды и тенденции современного сексуального поведения» обозначил профессор Лев Щеглов. В современном мире существует тенденция к категорической индивидуализации: человек понимает себя как самоценность, перестает признавать общественные запреты и ограничения. Это приводит к парадоксальным вещам: и к сексоголизму, и к эротической скуке. Сегодняшнее сексуальное поведение человека дает ощущение грядущих глобальных перемен, и от того, как глубоко специалисты осознают это, зависит то, как они смогут отреагировать.

Кандидат психологических наук Елена Иоффе обратила внимание участников Саммита на печальную статистику: 61 % опрошенных не считает проблему насилия в семье актуальной. Ее доклад назывался «Сексуальная объективация женщин как фактор насилия в межличностных отношениях». Елена Иоффе обозначила не только проблемы, но и пути решения – необходимость изменять представления общества о факторах насилия, пресекать факты сексуальной объективации женщин, обучать детей, создавая культуру взаимного уважения. В продолжение темы отношений мужчины и женщины прозвучал доклад психолога-консультанта Станиславы Смагиной «Флирт — способ коммуникации или манипуляции?».

В нашей культуре одновременно сосуществуют и страх смерти, и интерес к этой теме. Доклад профессора Сергея Бабина «"Бытие-к-смерти" в современной культуре: принятие или бегство?» охватил ряд проблем. Насколько современные технологии мешают или помогают осознанию бытия к смерти? Как воспринимать новые технологии погребения, доступные в некоторых странах? Готовы ли мы говорить с клиентами о смерти и находить новые формы диалога? Родство в конечности существования объединяет всех людей, и это дает надежду на то, что психологи смогут помочь клиентам, соприкасающимся со смертью.

Дискуссия «Жизнь без правил? Проблемы регулирования практики психологов и психотерапевтов» объединила лидеров профессиональных организаций под руководством модератора - председателя Общероссийского совета по психотерапии и консультированию, президента ЕКПП России Михаила Решетникова. Специалисты обсуждали болезненный вопрос о законодательном регулировании психологической помощи. Михаил Решетников отметил, что сейчас существует дискриминационная система в отношении психолога: он воспринимается как помощник врача, который может заниматься коррекцией, но ни в коем случае не психотерапией.

Президент Санкт-Петербургского психологического общества Светлана Костромина подчеркнула, что в дискуссии о регулировании психологической деятельности противоборствуют две точки зрения: нужен любой, даже плохой закон – лучше обойтись без закона. Пока между специалистами нет консенсуса, очень сложно двигаться вперёд, мы находимся в ситуации незащищенности. Но повод для оптимизма есть – сейчас принимаются нормативные документы, которые федеральный закон сможет объединить и согласовать друг с другом.

Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов» Виктор Макаров в своём видеообращении к участникам Саммита подчеркнул, что в законодательстве нет никаких указаний на запрет для психологов называть себя психотерапевтами. Союз психотерапевтов и психологов полномочен выдавать аккредитацию специалистам.

Вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Инга Румянцева привлекла внимание слушателей к тому, что в июне 2020 года состоится Всемирный конгресс по психотерапии

Президент Российской психотерапевтической ассоциации Сергей Бабин вновь подчеркнул: лучше никакого закона, чем плохой. Но если закон будет принят, для защищенности психологов важно, чтобы в нем было написано, что психолог может заниматься психологической психотерапией. Он отметил тревожную тенденцию к объединению психотерапии в медицинских учреждениях с психиатрией.

Мнение коллеги отчасти разделила руководитель Этического комитета Гильдии психотерапии и тренинга Елена Кулева, предположив, что в нашей стране закон о психологической помощи будет нести, скорее, репрессивную функцию. В ответ президент СПбПО Светлана Костромина подчеркнула, что обсуждаемый законопроект носит рамочный характер и в нем не может быть репрессивности. А также напомнила о том, что его разработчики открыты для диалога.

Опытом поделились психологи из других стран – Германии и Америки.

Американский психолог Ирина Диянкова рассказала о том, что в США есть несколько профессий, их деятельность регулируется разными законами, психолог после получения степени бакалавра должен поступить в аспирантуру на практическое и научное обучение, которое длится 4-5 лет. Лицензия подготовленного специалиста возобновляется каждые 2 года, после предоставления документов о профессиональной переподготовке.

Доктор медицинских наук, специалист в области нейропатологии Боннского университета Андреас Эдельманн рассказал о подготовке психотерапевтов в Германии и Швейцарии. В Германии закон для специалистов принят в 1998 году. Он подобен закону, действующему во врачебной сфере, и предполагает длительное обучение психотерапевта, который получает дополнительное научное и практическое образование еще в течение 4-5 лет после окончания вуза. Сейчас в Германии психотерапевты находятся на уровне врачей, эта система даёт гарантию получения денег из фонда медицинского страхования. В Швейцарии закон действует с 2013 года, он регулирует деятельность обучающих институтов и осуществляет федеральное регулирование. Неподготовленные люди не могут заниматься психотерапией, т.к. обязательны государственная регистрация и сертификация. Андреас Эдельманн считает: закон полезен, поскольку помогает предоставлять высокий уровень услуг, прозрачность для общества приносит благо и психотерапевтам, и клиентам.

На юбилейной церемонии подведения итогов стали известны имена победителей XX Национального конкурса «Золотая Психея». В конкурсе участвуют психологи – представители всех школ и направлений, имеющие различную ведомственную принадлежность.

Премию, символизирующую признание профессионального психологического сообщества, вручают ежегодно, в состав Большого Жюри входят авторитетнейшие психологи, которые оставили свой след в развитии психологической науки и практики.

В этом году в конкурсе участвовал 101 проект: 8 проектов в номинации «Проект года в психологической науке»; 15 проектов в номинации «Книга года по психологии»; 33 проекта в номинации «Психологический инструмент года»; 16 проектов в номинации «Мастер-класс года для психологов»; 12 проектов в номинации «Событие года в жизни сообщества»; 17 проектов в номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года».

Решением Большого Жюри победителями XХ Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года стали: в номинации «Событие года в жизни сообщества»: «Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili»». Руководитель Асмолов Александр (Москва)

в номинации «Проект года в психологической науке»: учебник «Экзистенциальная психология», автор Гришина Наталия

в номинации «Книга года по психологии»: книга «Смыслы психотерапии», автор Каган Виктор (Берлин, Германия)

в номинации «Психологический инструмент года»: организационная модель общегородской службы психологической помощи «Психологическая помощь москвичам: пятнадцатилетний опыт работы Московской службы психологической помощи населению». Руководитель Петроченко Нина (Москва)

в номинации «Мастер-класс года для психологов»: лекция «Сознание и творчество», автор Аллахвердов Виктор

Победители получили главный приз конкурса – статуэтку «Золотая Психея» (автор - профессор кафедры скульптуры Российской академии художеств П.О. Шевченко).

Лидером дополнительной номинации «"Психология – людям!", или Просветительский психологический проект года» стала телепрограмма «На приёме у психолога» на телеканале «Доктор». Руководитель: Хорс Михаил (Москва). Победитель получил приз от генерального спонсора Саммита психологов - Компании «Иматон»: методику «Эмоциональный арт-конструктор. Диагностика и развитие эмоциональной сферы».

Специальным призом Компании «Иматон» была отмечена книга «Психологическая поддержка семьям тяжело болеющих детей», подготовленная специалистами Санкт-Петербургского детского хосписа. Помогая детям, специалисты будут использовать Арт-терапевтический комплекс с прозрачным мольбертом

Насыщенный первый день Саммита завершила теплоходная прогулка по Неве: обмен впечатлениями, танцы и живая музыка, выступление петербургских музыкантов под руководством Ольги Плистик – вокального терапевта, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Второй и третий дни были посвящены практической работе на мастер-классах, практикумам, круглым столам и живому общению специалистов.

Обучение детей в цифровую эпоху – непростая задача для педагогов. Как подготовить их к жизни в мире будущего, о котором сами взрослые мало что знают? Круглый стол «Цифровая образовательная среда в школе. Психологические риски и возможности» был посвящен поиску ответов на вопросы о том, что современный психолог, работающий в сфере образования, может предложить для решения практических задач. В ходе обсуждения специалисты пришли в тому, что цифровизация – это данность времени, которая не опасна для развитых детей, имеющих эмоциональную связь с родителями, при правильном подходе гаджеты могут стать не проблемой, а помощниками семье. Дискуссию в рамках круглого стола вела кандидат педагогических наук Алла Думчева.

О глобальных проблемах перинатальной психологии говорили психологи в рамках круглого стола «Перинатальные проблемы и пути их решения в эпоху постмодернизма». Модератором выступил кандидат медицинских наук, официальный супервизор Российской психотерапевтической ассоциации Игорь Добряков. Современные тенденции репродуктивной психологии - борьба за естественность репродуктивных процессов, отстаивание необходимости их обязательного психологического сопровождения, стремление к широкому применению вспомогательных репродуктивных технологий. Это предъявляет особые требования к профессиональной подготовке, ответственности и этичности перинатальных психологов и психотерапевтов.

Население развитых стран стремительно стареет и работа с пожилыми людьми очень актуальна. В рамках топ-лектория «Экзистенциальная психология старости» опытом поделились доктор медицинских наук Виктор Каган и профессор Сергей Бабин. Работа с человеком, находящимся на грани жизни и смерти, неизбежно сталкивает психолога с его собственными переживаниями и экзистенциальными вопросами. Виктор Каган подчеркнул, что мужчина является мужчиной, а женщина – женщиной до самой смерти и сексуальность пожилых людей порой трудно принять и самим пожилым людям, и тем, кто за ними ухаживает. Пожилых часто ограничивают в действиях, но важно подтверждение значимости их мнения и опыта, возможность говорить о смерти и быть услышанными. Сергей Бабин отметил ресурсность терапии воспоминаниями, когда пожилые люди рассказывают о себе в малых группах.

Современный мир – очень конкурентная среда, в которой человек постоянно сталкивается с новыми вызовами. Готовы ли сегодняшние психологи, педагоги, коучи и бизнес-тренеры содействовать обучению и развитию клиентов зрелого и старшего возраста? Мастер-класс «Три пика образования взрослых. Вызовы и новые возможности в цифровую эпоху» бизнес-тренера Елены Морозовой посвящен кризисам, задачам и возможностям разных возрастных периодов. Она отметила, что человек, который к среднему возрасту развил в себе интерес к искусству, науке или социальной деятельности, имеет больше шансов успешно адаптироваться на дальнейшем жизненном пути. Человек умирает, когда ему нечего достигать, если у него есть цель, особенно за пределами жизни, он живёт долго.

Психологическая поддержка онкологических больных и их родственников – сложная тема, к которой подступиться может не каждый. Состоялись тематические мастер-классы: «Скрытая и явная канферофобия: опасности и способы психологической коррекции» кандидата психологических наук Маргариты Вагайцевой и медицинского психолога Кристины Кондратьевой и «Психологическое сопровождение пациентов с онкозаболеваниями на всех этапах экзистенциального кризиса: диагноз, лечение, ремиссия, рецидив, паллиатив, терминальные/инкурабельные стадии» кандидата психологических наук Ильмиры Хусаиновой. Специалисты поделились опытом работы по психологическому и нейропсихологическому сопровождению пациентов в ходе химиотерапии, профилактирования профессионального выгорания персонала больниц.

Мастер-класс «Гендерная и сексуальная идентичность в подростковом возрасте» провели психологи Ирина Алексеева и Анна Раскина. Они говорили о формировании гендерной идентичности и развенчали миф о том, что ребенок, который играет в игры, характерные для другого пола, обязательно захочет сменить пол. Рассказали о трансгендерности, гендерной дисфории, трудностях ЛГБТ-подростков и помогающей позиции психолога.

С собственными эмоциональными переживаниями и ресурсами соприкоснулись участники мастер-класса «Маска, я тебя знаю? Арт-терапевтические методики гармонизации актуального состояния и поиска подлинной идентичности» психотерапевта Инны Зезюлинской. Представленные на мастер-классе методики эффективны при запросе обретения индивидуальности, идентичности, целостности, при сниженной самооценке, проблемах во взаимоотношениях, сложностях в социальных контактах и взаимодействии, при некоторых сексуальных проблемах, страхе публичных выступлений.

Светлой памяти профессора Александра Баранникова были посещены мероприятия в разные дни Саммита. Группу-мемориал «Наше последнее слово в жизни» провел Семён Есельсон – руководитель модальности «Экзистенциальная терапия» ОППЛ (Ростов-на-Дону). Мастер-класс «От страдания к состраданию»: встреча как предпосылка формирования самоценности» провел Дмитрий Лайус - экзистенциальный аналитик, ученик Александра Баранникова.

Участники мастер-класса клинического психолога Елены Дергачевой «Просмотр и обсуждение инклюзивного интерактивного спектакля «Морской волк». Метод Михаила Чехова на занятиях по актерскому мастерству в системе творческой реабилитации людей с психическими расстройствами» смогли больше узнать о применении метода Михаила Чехова в клинической практике.

В течение трех дней XIII Саммита психологов состоялось 60 мероприятий для психологов-практиков!

телеграм
ШКОЛА Психологического КИКБОКСИНГА

Игры Виртузов
Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
"СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это искусство, это театр нашей жизни - продуманные комбинации, оригинальные схемы и красивые ходы.
Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
"КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
"ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
выездной тренинг
реклама
2010-2022 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник