Рецензия написана по просьбе издательства «Манн, Иванов и Фербер»
«Наблюдая по телевизору за соревнованиями зимней Олимпиады в Сочи, я думала: «А ведь россияне — такие же жители нашего быстро меняющегося мира, как и мы. Пожалуй, им тоже пригодится эта книга» - так автор, Патрисия Мэдсон (профессор Стенфордского университета) начинает предисловие к русскому изданию своей книги «Уроки импровизации».
Я человек творческий, и поэтому не особо люблю рамки и шаблоны, мне нравится импровизация…
«Наша жизнь — это импровизация» говорит автор - и в этом есть определенный смысл, другое дело, какого качества эта импровизация? Импровизация бывает примитивная, банальная, а бывает красивая, яркая, и очень эффективная (т.е. та, которая с минимальными затратами и максимальными эффектами ведет к намеченному результату). Открывая книгу Патриции Мэдсон, именно про такую импровизацию и хотелось бы почитать, увидеть интересные примеры, и конечно, те уроки, которые как раз и развивают такой уровень импровизации… (поскольку примитивного и банального в нашей жизни и так хватает – этому не надо учиться, это и так дано).
О чем книга Патриции Мэдсон "Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить".
В целом все содержание книги вертится в формате "делай..., и будь, что будет", а именно: соглашайся, не бойся ошибок, не напрягайся, будь посредственен (не ставь сверхзадач) и т.д.
По тексту так же проскальзывают и более серьезные мысли: - "Концентрируйте внимание на настоящем, и вы станете мудрее";
- "В каждом из нас уже заложены решения, слова, изображения, истории и советы. Доверьтесь своему воображению. Доверьтесь своему разуму";
- "Главное, чтобы у вас был гибкий ум и готовность действовать"...
И все вокруг этого с небольшими примерами в духе: «на прошлой неделе я забыла купить картофель на обед, так что пришлось импровизировать…», или «мать троих детей и выпускница моего курса Гертруда…», или "много лет назад у меня была студентка-домохозяйка Мэри…"
А теперь в противовес тому, что «Вся наша жизнь и прошлый опыт уже подготовили нас к выходу на сцену. У нас достаточно идей, слов, образов и мыслей. Надо только перестать выбирать...» (с. 49).
Да, жизненного опыта хватает человеку для того, чтобы жить, общаться, чего-то добиваться… - в обычных ситуациях этого достаточно, другое дело, какого качества будет это общение в необычных, сложных ситуациях, к примеру, когда с вами никто особо и не хочет общаться? – не здесь ли нужно (как и в любом другом деле) тщательно готовиться, постоянно развивая свое мастерство?
Пару слов по этому поводу.
Развитие личностной (как осознанной, так и неосознанной) эффективности проходит несколько стадий:
- от неосознанной неэффективности (той самой примитивной импровизации),
- через осознание этой неэффективности (мы учимся на ошибках...) и
- к развитию осознанной эффективности - когда человек учиться думать, прежде, чем что-то делать, постоянно разбирает различные схемы-комбинации, анализирует свое поведение - какое влияние оно оказывает на других, как сделать по другому, лучше и т.д.
В постоянной тренировке рождается настоящее мастерство (причем, в любом деле) и, как результат, неосознанная эффективность, как высококлассная, профессиональная импровизация, когда сознание, не особо утруждает разум тем, как надо или как не надо, четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию, прислушивается к своим душевным (эмоциональным) порывам, и выдает наиболее правильное решение – как именно действовать в каждый конкретный момент времени и в ситуации в целом, чтобы все получалось так, как надо, или даже более того…
И особенно красиво подобные импровизации получаются у тех, кто помимо усердной тренировки обладает и определенными творческими, креативными талантами, в том числе и чувством юмора, как мгновенной способности находить смешное и необычное в обычном…
Пример СУПЕРимпровизации от Остапа Бендера (Ильф и Петров «12 стульев»).
Следуя всем правилам П. Мэдисон, Остап Бендер не сидел на месте, постоянно менял свое местоположение, ни к чему особо не готовился, ничего особо не боялся и там, где он появлялся, всегда начиналось представление-шоу. Так случилось и в небольшом провинциальном городке Васюки, который благодаря креативным талантам Остапа Ибрагимовича волшебным образом превратился для членов местного шахклуба в мегаполис - столицу шахмат- «Нью-Москву» (тот случай когда «Остапа понесло»):
— Вы не поверите,— говорил он,— как далеко двинулась шахматная мысль. Вы знаете, Ласкер дошел до пошлых вещей, с ним стало невозможно играть. Он обкуривает своих противников сигарами. И нарочно курит дешевые, чтобы дым противней был. Шахматный мир в беспокойстве.
Гроссмейстер перешел на местные темы.
— Почему в провинции нет никакой игры мысли? Например, вот ваша шахсекция. Так она и называется: шахсекция. Скучно, девушки! Почему бы вам, в самом деле, не назвать ее как-нибудь красиво, истинно по-шахматному. Это вовлекло бы в секцию союзную массу. Назвали бы, например, вашу секцию: «Шахматный клуб четырех коней», или «Красный эндшпиль», или «Потеря качества при выигрыше темпа». Хорошо было бы! Звучно! Идея имела успех.
...
— Шахматы! — говорил Остап. — Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Знаете ли вы, что ваш «Шахклуб четырех коней» при правильной постановке дела сможет совершенно преобразить город Васюки?
Остап со вчерашнего дня еще ничего не ел. Поэтому красноречие его было необыкновенно.
— Да! — кричал он. — Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Что вы раньше слышали о городе Земмеринге? Ничего! А теперь этот городишко богат и знаменит только потому, что там был организован международный турнир, Поэтому я говорю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир..."
...
Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. Во-первых, речной транспорт такого количества пассажиров поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва-Васюки. Это — раз. Два — это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три — поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать — овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты. Дворец, в котором будет происходить турнир,— четыре. Пять — постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию. Это — в-шестых. Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва-Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перевезти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт «Большие Васюки» — регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая ЛосАнжелос и Мельбурн."
...
И как эффект: "Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. В каждом его зале, в каждой комнате и даже в проносящихся пулей лифтах сидели вдумчивые люди и играли в шахматы на инкрустированных малахитом досках…
Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы, шахматные леди, австралийские поклонники индийской защиты, индусы в белых тюрбанах, приверженцы испанской партии, немцы, французы, новозеландцы, жители бассейна реки Амазонки и завидующие васюкинцам — москвичи, ленинградцы, киевляне, сибиряки и одесситы.
Автомобили конвейером двигались среди мраморных отелей. Но вот — все остановилось. Из фешенебельной гостиницы «Проходная пешка» вышел чемпион мира Хозе-Рауль Капабланка-и-Граупера. Его окружали дамы. Милиционер, одетый в специальную шахматную форму (галифе в клетку и слоны на петлицах), вежливо откозырял. К чемпиону с достоинством подошел одноглазый председатель васюкинского «Клюба четырех коней»"
...
— Не беспокойтесь,— сказал Остап,— мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости. Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву, Москва — в Старые Васюки. Ленинградцы и харьковчане скрежещут зубами, но ничего не могут поделать. Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира.
— Всего мира!!! — застонали оглушенные васюкинцы.
— Да! А впоследствии и вселенной. Шахматнаямысль, превратившая уездный город в столицу земного шара, превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун. Сообщение с Венерой сделается таким же легким, как переезд из Рыбинска в Ярославль. А там, как знать, может быть, лет через восемь в Васюках состоится первый в истории мироздания междупланетный шахматный конгресс!
Вот это супер импровизация... Толкнуть не подготовленным речь в той области, где ты на уровне «е2-е4» среди тех, кто глубоко в теме и толкнуть так, что те будут слушать с открытыми от изумления и восторга ртами – это супер мастерство, супер импровизация…
Вот про такого уровня импровизацию в общем-то и хотелось бы почитать, хотя, один только призыв "начните жить спонтанно", "не бойтесь выходить за рамки…" , нежели крутиться в постоянном... - «я не подготовлен, я не знаю, что делать, что говорить…» - тоже многого стоит…
Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет… Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях. Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это искусство, это театр нашей жизни - продуманные комбинации, оригинальные схемы и красивые ходы. Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение. Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу - "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"