Концепция человеческой души И.В. Герасимова
E-mail: nrpsy@mail.ru | Country : Russia  

Теоретическая психология: проблемы и решения

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

душа человека

Все должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще... Альберт Эйнштейн

Еще «Л.С. Выготский подчеркивал, что «сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной мысли овладеть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась мифологией, т.е. сама идея научного строения о душе содержит в себе весь будущий путь психологии, ибо наука и есть путь к истине, хотя бы ведущий через заблуждения» (Выготский, 1982, с. 428).

Есть ли у нас шанс понять, во что верил Л.С. Выготский? Эти слова о главном в жизни Л.С. Выготский адресовал своим ученикам и соратникам. Их можно считать его духовным завещанием. В это нельзя не верить…» (Н.А. Низовских "Во что верят российские психологи").

Я так же думаю, что уже настало время определить, что есть человеческая сущность, человеческая индивидуальность, а так же разобраться с "бессознательным" в структуре человеческой психики, определить то «неопределимое», «бесформенное», «не поддающееся никаким логическим связям»…

Что такое душа в принципе, где она находится, из чего состоит?
И есть ли она вообще?
- бесспорно есть, поскольку в каждом из нас есть наш маленький микрокосм - наши мысли, чувства, желания..., ценности, убеждения, отношения... - все это есть индивидуальная человеческая суть...

Душа (в моем понимании)- это психическая система, которая выполняет ряд определенных функций и в целом определяет сущность каждого человека, его индивидуальность, характер, духовно-нравственную суть, его "Я" - в том числе, и смысл его жизни.
Есть, к примеру, обычные, обывательские смыслы (любимая семья, любимая профессия, увлечения, общение, материальное обеспечение, досуг), есть смыслы уникальные, необычные, а есть и вовсе определенные жизненные миссии…

А основополагающий, общий смысл любой души - сама жизнь - со всеми ее радостями и разочарованиями, удачами и невзгодами, целями и полным их отсутствием (по всем сферам человеческой жизнедеятельности), начиная от зачатия, зарождения и заканчивая смертью.
А вот смерть как раз и является подтверждением истинного смысла жизни любого человека: для чего он жил, как он жил, что оставил после себя родным, близким, и людям, обществу в целом... Кто, каким словом его вспомнит? (есть о чем задуматься...)

Где находится душа? В сердце, или в голове? А почему она иногда «уходит в пятки»? А почему когда плохо - и сердце ноет и голова болит? - получается, она во всем теле?
Человеческая душа - это сеть, которой опутана все нервная система человека, от головного, до спинного мозга и далее... Все главное, я полагаю, находится в определенных (по большей части подкорковых) отделах головного мозга.
А через нервные пути спинного мозга, эмоционально душа отзывается во всем теле, в различных его частях и органах, в том числе и в сердце - именно оно ноет, когда плохо, и радуется, когда что-то получается, когда хорошо...

Душа каждого индивида, в прочем, как и вся психическая система, закладывается комбинацией родительских генов, точно так же, как закладываются внешние, физические, и биологические, и физиологические данные. Т.е. именно в своего ребенка родители закладывают часть своей души, формируя новую душу в виде определенных ценностей, ведущих потребностей, склонностей, позиций, интересов…
Ну, а в процессе социализации душа и психика в целом развивается, приобретая свою особую, уникальную "форму", содержание, суть...

Что происходит с душой после смерти?
Поскольку я рассматриваю душу, как материальное явление, состоящее из нервных клеток, то она умирает со смертью всего организма. А при жизни душа «улетает» в своих детей (они наследники и психического, и физического, и социального, и материального), в свои творения, в людские дела, поступки, взаимоотношения... Это и есть истинное продолжение жизни… людская память, которая передается от отца к сыну, от матери к дочери... И именно поэтому, бессознательно, люди стремятся продолжать свой род или что-то делать, придумывать, созидать, изобретать...
А умирать раз и навсегда, теряя свой «след», мало кому хочется… понимая это, люди огорчаются, когда не могут родить детей, или когда дети вырастают не такими, как хотелось бы, или когда жизнь проходит впустую, бесследно, не найдя своей пользы и смысла…

Итак, если в свое время Карл Густав Юнг сказал, что «время глобальных теорий в психологии еще не пришло», то в 21 веке уже пришло... - пришло время "разобраться" и с человеческой психикой в целом, и со всеми ее системами, и в первую очередь с тем, что определяет человеческую сущность - с душой...

В своих теоретических разработках я исхожу во многом из того, что если каждый из нас есть нечто характерологически определенное (т.е. наделен определенными мыслями, чувствами, желаниями, которые выражаются в определенных качествах, отношениях, состояниях, и соотвествующих поступках), то значит есть и определенная психическая система, которая это определенное по большей мере и определяет.
И эту систему я назвал душой, и эта душа у каждого имеет свои условные параметры, структуру, и содержание.

Другими словами, гипотетически, я выстроил модель психической системы, которая выполняет следующие основные функции:

а) определяет характер индивида, его жизненную позицию в контексте личностной, межличностной и духовно-нравственной сути, которая в целом выражается в системе ценностей и отношений к себе, к жизни, к людям...
! Некоторые психологические теории объясняет индивидуальность человека либо его характером, как набором устойчивых черт (Олпорт, Кеттел), либо тем, как этот характер, возможно, формировался (к примеру, базальные конфликты К. Хорни) и т.д., но они не объясняют главного, а именно того, чем определяется этот характер, что стоит за устойчивым набор все различных черт... (я думаю, моя теория, в большей мере прояснит эти вопросы).
б) задает баланс, гармонию внутренних психических состояний...

В целом, созданная мною модель человеческой души и психики, демонстрирует, устройство психологической жизни любого из нас, как целостной, динамической системы и определяет своими параметрами и содержанием индивидуальную психологическую суть...

К примеру, если у человека душа большая, то он чувствует себя большим и ему хочется делать большие дела. Если душа у человека маленькая, то ее хватает только для самого себя... Если душа содержит много негатива, то мир видится мрачным и плохим... И, наоборот, хорошим, светлым, если в душе много позитива...
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся любого человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее...

Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"

  • Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
  • Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
  • Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • О путях развития теоретической психологии...

    Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
    Другой вопрос - «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то "КТО" этим будет заниматься и "ЧТО" в принципе нужно сделать? Читать далее...
    А также...
  • ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
  • Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
  • Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
  • В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
  • Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
  • Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
  • Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

    Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
    Начнем по порядку... Читать далее...

    Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
  • Теории личности
  • Критерии оценки теории личности
  • Компоненты теории личности
  • Основные положения, касающиеся природы человека
  • А так же:
    * Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор проф. Л.Н. Миронова)

    Современные концепции и теории научной психологии

  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
  • Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
  • Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
  • Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
  • Рыжов Б.Н. Системная структура личности
  • Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
  • А так же:
  • Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
  • Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания

  • «Психология, приближенная к реальности». Теория Человека И.В. Герасимова

    Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
    это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
    это и есть «психология, приближенная к реальности»

    Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека практически в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
    Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека? Читать далее...

    Публикации ученых на тему "Человеческая душа"

    "Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
  • Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
  • Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
  • Герасимов И.В. "Человеческая Душа: современная концепция"
  • курс виртуоза жизни
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр нашей жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    MEGAS-CLUB
    2010-2018 | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник