E-mail: info@nrpsy.ru | WhatsApp +7 (960) 192-0102 | Russia  
НАБОР В ТРЕНИНГ-ГРУППУ ОНЛАЙН ШКОЛЫ

Теоретическая психология: проблемы и решения

Теории личности: познание человека (заключение)



Для объяснения личности было разработано много теорий. Почему их так много? Дают ли они конкурентные объяснения одних и тех же явлений? Иногда - да. Хотя чаще они рассматривают различные вопросы, пытаясь объяснить дивергентные грани личности. Теоретики часто по-разному описывают личность из-за различий в условиях наблюдения, которое проводится либо в клиническом консультационном кабинете, либо в экспериментальных лабораториях, а зачастую - в форме самоотчетов, при помощи письменных опросников. Неудивительно, что в теориях клинического происхождения центральное место занимают эмоциональные конфликты и проблемные анамнестические истории, тогда как другие выделяют поведение или сознательную концепцию "я" и взгляды на мир.

Статус теории личности

Если бы в области персонологии существовало широкое согласие насчет наибольшей полезности тех или иных теоретических концепций, то мы могли бы сказать о превалировании господствующей парадигмы (Kuhn, 1970). Согласие в единой парадигме направило бы исследователей личности в их выборе поисковых вопросов и методов. Однако такого согласия нет, о чем свидетельствует разнородность теорий, рассмотренных в данном труде. Различные направления конкурируют друг с другом: психоаналитическое направление и его социокультурный вариант; направление, изучающее черты личности; научающее направление, когнитивный бихевиоризм и гуманистическое направление. Ни одному направлению не удалось заместить другие, продемонстрировав свое явное превосходство в объяснении и прогнозировании релевантных наблюдений. На самом деле отсутствие согласия насчет релевантности тех или иных наблюдений не позволяет представить, какого рода непосредственный конкурс научных теорий мог бы сделать возможным их критическую проверку.
В отсутствие единого теоретического понимания сфера персонологии оказывается раздробленной (Hyland, 1985; Staats, 1981). Исследователи, представляющие различные теоретические школы, обычно ограничивали свой круг общения людьми, которые придерживались аналогичных убеждений. Появились журналы, посвященные разработкам в пределах отдельных теорий, что еще больше препятствует осмысленному обмену между теориями, тормозя этим их взаимное обогащение. Многообразие теорий не обязательно является нежелательным (Koch, 1981). Наличие ряда теорий с ограниченным спектром, каждая из которых разрабатывает концепции для постижения сравнительно узкого круга явлений, на некоторых стадиях научного развития может приводить к более быстрому прогрессу, чем более общая, но менее точная теория. Однако сейчас, когда психология вступает в новое тысячелетие, между представителями этих теоретических направлений начался серьезный диалог. Этот новый диалог стал возможен благодаря новым поисковым находкам, сделанным в ходе реализации систематических крупномасштабных научных проектов - таких как изучение наследственности и личности (например, Loehlin, 1992). Ранние работы - например открытия Кеттелла, касавшиеся генетической обусловленности нейротичности, - навели на мысль о роли генетических факторов в болезненных формах поведения, лечением которых занимаются психоаналитики и прочие психотерапевты, но эти теории не обеспечивают теоретические конструкты для обсуждения подобных данных. Не следует забывать, что Фрейд считал, что врожденный темперамент влияет на развитие психологических проблем (Freud, 1908/1953; Westen, 1998), но этот инсайт не был осмыслен теоретически, чтобы объяснить, как именно осуществляется такое наследственное влияние. После десятилетий раздельного развития психодинамические и генетические подходы теперь созрели достаточно, чтобы вступить в осмысленный диалог. Научающие и культурные подходы тоже вносят в дискуссию свою лепту. Мы можем начать понимать, что терапевтические проблемы представляют эмоциональный конфликт, часто связанный с межличностными отношениями, тогда как генетика участвует в готовности, с которой индивид приходит в эмоциональное возбуждение; научающие подходы описывают разновидности переживаний, которые, в свою очередь, порождают приобретенные эмоциональные реакции, могущие иметь проблемный характер (и, что не редкость, разнообразные лечебные переживания, устраняющие такие страдания), а культура обеспечивает ситуации и социальные послания, которые делают более или менее вероятными оба вида научающих переживаний. Гуманистическая и когнитивная социальные теории напоминают нам, что в центре персонологии находится осознающий себя индивид.

Тематический вклад различных теорий

По ходу данной работы резюмировался вклад, внесенный каждой теорией в понимание отдельных серьезных вопросов (см. обзорные таблицы в главах 2-14). Теперь давайте рассмотрим эти вклады, обратившись к основным темам.

Индивидуальные различия

Насколько важны различия между людьми? Некоторые теории заостряют внимание на уникальных особенностях индивидов; другие больше фокусируются на сходстве. Подходы, основывающиеся на чертах личности, обычно подчеркивают идентификацию различий между людьми (за исключением индивидуальных черт Оллпорта, P-техники Кеттелла и нескольких других). Теории научения традиционно анализируют поведение индивидуальных организмов, не занимаясь сравнениями индивидов, но психологический бихевиоризм описывает универсальные категории научения, являющиеся основой личности, а теории когнитивного научения сравнивают индивидов по таким характеристикам, как самоэффективность и когнитивная сложность. В теориях психоанализа и его переработанных версиях, имеющих клиническое происхождение, различия определяются в соответствии с механизмами совладания (или диагностическими категориями), однако последние развиваются на основе конфликтов универсального свойства. Многие другие теории, включая гуманистические, фокусируются на динамиках, общих для всех.
Что подтверждает существование индивидуальных различий? К этому подходят по-разному. Некоторые теоретики считают, что значимые различия между людьми можно наблюдать в их поведении. Другие персонологические подходы идентифицируют индивидуальные различия посредством психологических тестов, позволяющих измерить мысли и самовосприятие людей. Теориям, усматривающим важность в бессознательном, подходят менее прямые измерения, выполняемые с помощью проективных тестов и клинических интервью.

Адаптация и приспособляемость

Личность можно оценить с точки зрения здоровья, или адаптивности. Многие из этих теорий были разработаны в клиническом контексте, включая теории Фрейда, Юнга, Адлера, Хорни, Эриксона, Роджерса и Келли. Иные, созданные вне клинической обстановки, предложили новые формы терапии: к последним относятся теории, выдвинутые Скиннером и Бандурой, которые предлагают улучшать адаптацию путем обучения людей более эффективному поведению и (в когнитивных подходах) более эффективному образу мышления о себе и жизненных задачах. Даже эмпирическая теория Кеттелла изучала невроз и психоз и породила клинические диагностические вопросники. Отдельные теоретики критиковали чрезмерную теоретическую сосредоточенность на неадекватной приспособляемости. Гуманисты особенно озабочены полноценной реализацией человеческого потенциала в зрелом возрасте и привлекают внимание к более интегрированному и развитому "я". Здоровое функционирование обычно описывается единым, или интегрированным, то есть сопровождающимся немногими конфликтами, а также адаптивным в социальной среде (ср. Vinacke, 1984). Теоретики психоанализа описывали внутрипсихический конфликт как доказательство неадекватного приспособления, а Доллард и Миллер объясняли подобный конфликт с точки зрения научения. Оллпорт так же подчеркивал интеграцию, или единство. Многие теоретики, особенно Фрейд, предупреждают, что бессознательные процессы, приведенные в действие ранним неадекватным научением, способны подорвать здоровое функционирование личности. Хотя у теории бессознательного есть защитники; Юнг ратовал за поддержание баланса между сознательным эго и бессознательными аспектами психе.
Хотя большинство теорий личности фокусируется не на обществе, а на индивиде, отдельные теоретики предположили, что здоровые личности дают обществу больше, чем менее здоровые. Адлер подчеркивал социальные обязанности, говоря, что здоровый индивид должен выказывать социальный интерес как дополнение к любви и труду, названным Фрейдом. Оллпорт описал внутренне религиозных людей как менее предвзятых, чем те, что мотивируются не столь здоровой, внешней религиозной ориентацией. На оценку здорового функционирования влияют как культурные ценности, так и научные соображения, поскольку культурные ценности заложены в теориях личности.
Были разработаны разнообразные терапевтические техники, которые отражают различные теоретические интерпретации приспособляемости. Психоанализ, выделяющий бессознательное, стремится к повышению осознанности через инсайт. Роджерс разработал центрированную на клиенте терапию и группы встреч, чтобы помогать восстановлению истинного "я" путем безусловного принятия со стороны окружающих. Теоретики научения акцентуируют бихевиоральные вмешательства через систематическое подкрепление и такие техники, как различающее научение. Когнитивные теории научения идентифицируют ожидания как важнейшие фокальные зоны терапевтического вмешательства.

Когнитивные процессы

Теоретические разработки в психологии вообще и в теории личности в частности порой акцентуировали когнитивные процессы. Эту тенденцию иллюстрируют Мишель и Бандура; они утверждают, что когнитивные концепции (например, личностные переменные) лучше других подходят для понимания личности. Это означает, что люди отличаются друг от друга тем, как они думают о себе и окружающем мире. Однако персонология не в первый раз интересуется когнитивными процессами. Реалистическая когниция как критерий психического здоровья описана многими теоретиками (например, Фрейдом, Оллпортом, Роджерсом, Маслоу и Бандурой). Фрейд предупреждал, что сознательному переживанию часто нельзя доверять из-за защитных механизмов и искажающего влияния бессознательного. Другие психоаналитики разделяют эту точку зрения, включая Хорни и Эриксона. Адлер был не столь пессимистичен; он полагал, что сознательное переживание заслуживает доверия. Психоаналитики также учитывают сновидения и символическое мышление, в которых выражается бессознательное. Изучение Юнгом коллективного бессознательного представляет собой пространное осмысление символического мышления. Маслоу тоже интересовался этими не вполне рациональными формами когниции, включая мистические переживания.
Кроме того, исследованию подвергались индивидуальные различия в том, что иногда рассматривается как когнитивные стили. Юнг описал различные когнитивные функции (ощущение и интуицию, мышление и чувство), утверждая, что люди различаются в своем отправлении этих функций, но для оптимального функционирования все они должны получить полноценное развитие. Интерес Кеттелла к интеллекту вылился в усовершенствованные шкалы для измерения умственных способностей. Более того - некоторые шкалы его 16PF отражают различия в когнитивных стилях.
Язык представляет значительный интерес для многих теоретиков. Он был описан как ключ к осознанию переживания и проведению разграничений, благодаря чему становится возможной здоровая адаптация (Доллард и Миллер). Доллард и Миллер подчеркивали важность правильного обозначения переживания. Когниция занимает центральное место в теории Келли, которая гласит, что поведение и эмоции вытекают из личностных конструктов человека. Мишель и Бандура развили эту идею, описывая когнитивные процессы личности, включая в них ожидания и самоэффективность. Психическое переживание проблематично для теории Скиннера, поскольку оно носит личный характер и не поддается наблюдению в других людях. В принципе Скиннер объяснял психические процессы с позиции бихевиоризма, хотя его анализ языка подвергался широкой критике за чрезмерный редукционизм.

Общество

В социальном мире личность выражается через поведение. Несостоятельность социального поведения может мотивировать людей к психотерапевтической коррекции своей личности, а для подбора людей на такие социальные роли, как занятость в той или иной профессиональной сфере, используются персонологические тесты. Однако не все теоретики личности фокусировались на социальном мире. Доллард напоминал теоретикам о важности учета социального окружения, в котором функционирует личность, но психоаналитики по-прежнему уделяют больше внимания внутрипсихическим, а не общественным феноменам. Юнга критиковали за игнорирование важных социальных явлений - например, расизма. В излишней сфокусированности на индивиде в ущерб обществу иногда обвиняли и гуманистов, хотя их деятельность оказала воздействие на образовательные, производственные и другие общественные институты. Вклад Оллпорта в социальную психологию (предвзятость, слухи и религия) говорит о признании им важности общества для персонологии. Объясняя личность, теоретики научения постоянно обращаются к социальной среде, так как она обеспечивает подкрепления и различительные стимулы, направляющие поведение. Кеттелл, описывая различия между группами и нациями, предложил термин синтальность для описания групповых отличий, и он же усовершенствовал тестирование интеллекта своими попытками разработать тесты, которые были бы относительно свободными от культурного влияния.
Общество влияет на развитие личности. Оно обеспечивает задачи и модели и воздействует на методы родительского воспитания. Доллард и Миллер описывали важность социального контекста для личностного научения и изучали социальное влияние, включая агрессию. Эриксон расписывал общество во всех разделах своей теории жизненного развития; люди развиваются, справляясь с психосоциальными задачами, а культурные институты поддерживают силы эго на протяжении всей жизни. Эриксон отмечал влияние общества в своей терапевтической практике, находя, что проблемы идентичности особенно актуальны для Америки. Таким же образом Хорни подметила, что перемены, произошедшие в обществе со времен Фрейда, повлияли на типы проблем, с которыми пациенты обращаются за психотерапевтической помощью.
Многих теоретиков клеймили за игнорирование роли общества в оформлении гендерных ролей. Особенной критике подвергался Фрейд за то, что придавал половым различиям универсальный характер, тогда как на деле они культурно специфическиt (ср.: Lerman, 1986a, 1986b); не избежали критики и другие теории (Torrey, 1987). Значительная разнородность присуща и каждой культуре: различия не только половые, но и социальные. Достаточно ли емки наши теории, чтобы можно было применить их ко всем группам помимо преимущественно белых, принадлежащих к среднему классу, колледжских и клинических популяций, в расчете на которые они были изначально сформулированы? Психологи все больше признают влияние на личность исторических, культурных и социоэкономических условий (например, Baumeister, 1987; Holt, 1984; Markus & Kitayama, 1991; Miller, Bersoff & Harwood, 1990). Среди клиницистов растет осознание воздействия расы и этнического происхождения на психическое здоровье и психотерапевтический процесс (например, Greene, 1985, 1993; Jones, 1985; Jones, 1990; Sue, 1988). В той мере, в какой существуют личностные различия между группами, пренебрежение ими ограничивает полезность теорий и эффективность терапий (Scott & Borodovsky, 1990). При существующей культурной разнородности анализ теорий личности, исходящих от иных культур и традиций - таких как буддизм (Nitis, 1989) и другие восточные подходы (Atwood & Maltin, 1991) - может помочь нам оценить степень, в которой индивидуалистические установки западной культуры влияют на рассмотренные нами теории личности (ср.: Triandis, 1989).
Если общество влияет на личность, то можно ли воспользоваться этим знанием с целью усовершенствования? Скорее всего, это так. Например, в период до 1960-х годов исследователи докладывали о более низкой, чем у белых, самооценке у афроамериканских детей. Этого различия не было обнаружено позднее, когда движение за гражданские права изменило социальную среду, в которой развивались дети (Spurlock, 1986). Для личности имеют последствия изменения в статусе женщин, в паттернах воспитания детей и характере труда и доступного людям досуга. Фрейд пессимистически смотрел на возможность создания общества, стимулирующего здоровое развитие, так как считал неизбежным и универсальным конфликт между либидозными драйвами индивида и ограничивающими силами цивилизации. Однако многие теоретики настроены более оптимистично, утверждая, что общество способно поддерживать здоровое функционирование личности. Некоторые теоретики (Скиннер и Маслоу) предлагали откровенно утопические проекты. Другие фокусировали свои предложения на специфических сферах внутри общества - таких как половые роли, учебные заведения и рабочие места.

Биологические влияния

Теории личности традиционно фокусировались на эффектах, порождаемых опытом, но не биологией (ср. Steklis & Walter, 1991). В качестве абстрактного допущения различные теоретики предполагают, что биологическая мотивация лежит в основе личности. Психологические процессы строятся на биологическом фундаменте. Теория либидо Фрейда, теория иерархии потребностей Маслоу, динамическая сетка Кеттелла и теория драйвов Долларда и Миллера - все они заставляют предположить, что биологические потребности оформляются и канализируются для формирования личности. Доллард и Миллер основали свою теорию научения на положении, согласно которому удовлетворение биологических (и других) драйвов является врожденно подкрепляющим. Маслоу утверждал, что биологические мотивации лежат в основе личности, тем не менее они теряют свою значимость, как только их удовлетворяют. Однако эти теоретики не фокусируются на индивидуальных различиях в биологических драйвах. Вместо этого они без всякого детального уточнения говорят о скрытом, универсальном биологическом механизме развития личности.
Оллпорт утверждал, что черты личности обладают физической (неврологической) составляющей, но больше биологии личности не касался. Если личность обладает физической составляющей, то на нее может влиять наследственность, как это давно признавали многие теоретики. Фрейд предполагал, что наследственность может влиять на индивидуальные запасы либидо и, может быть, даже на сексуальную ориентацию. Юнг полагал, что содержимое коллективного бессознательного имеет врожденный характер, распространяя наследуемость на сферы, которые другие психоаналитики считали сформированными опытом. Теория Адлера гласила, что врожденная неполноценность физических органов, не предопределяя исхода, задает условия, в которых формируется личность. Оллпорт признавал важность наследственности для личности, хотя он не проводил эмпирического исследования ее воздействия. Последние исследования генетики поведения подчеркивают роль в личности наследственных факторов, включая личностные факторы Кеттелла и пятифакторная модель. Однако данные изучения наследственности легко поддаются неправильной интерпретации. В зависимости от среды, эффекты наследственности могут быть усилены, когда, например, эта среда очень по-разному реагирует на людей с различной генетикой, что возможно при различном опыте обучения у способных детей и детей с меньшими интеллектуальными способностями или при помещении детей в среду, приспособиться к которой трудно лишь импульсивным детям, тогда как тихони удостаиваются похвал. В других случаях эффекты наследственности могут умаляться, когда среда не обеспечивает возможности для проявления врожденного качества.
Влияние на личность биологических факторов в большей мере, чем были способны к такому анализу классические теоретики, рассматривались в недавних изысканиях. Термин темперамент обозначает конституциональные различия в активности и эмоциональности, присутствующие с рождения. Исследование подтверждает идею о том, что личность находится под воздействием врожденных биологических факторов (например, Gray, 1987a, 1987b), начинающихся с младенческих различий в темпераменте (Saudino & Eaton, 1991). Поскольку биологически предопределенный темперамент бесспорным образом влияет на личность, Чесс (Chess, 1986) предупреждает о необходимости учета темперамента в его социальном контексте. Удобнее модели отдельно взятого темперамента оказывается модель "критерия согласия" между индивидом (включая темперамент и другие аспекты личности) и "возможностями, требованиями и давлением среды".

Детское развитие

Большинство теоретиков соглашаются с тем, что детство - важный этап в развитии личности. Психоаналитики особенно настаивают на том, что переживания ранних лет оказываются решающими для личности на протяжении всей жизни. Различные теоретики останавливаются на различных моментах. Фрейд фокусировался на трех ранних стадиях, на которых ребенок разрабатывает способы разрешения конфликта между бессознательными потребностями и социальными требованиями. Адлер привлекал внимание к взаимному общению родных братьев и сестер и предостерегал как от балования так и пренебрежения со стороны родителей. Хорни подчеркивала родительскую любовь.
Стаатс, выступая с точки зрения научения, призывает нас фокусировать внимание на основных моделях поведения, усвоенных в ранние годы, обязательных предвестниках последующей приспособляемости. Теоретики когнитивного научения описывали научение такому адаптивному поведению, как способность задерживать вознаграждение (Мишель) и умение задавать себе высокие стандарты исполнения (Бандура).
По мнению некоторых теоретиков, детство можно описать последовательностью стадий, на которых выполняются отдельные задачи развития. В теориях стадий задачи развития описаны для череды периодов развития, которые наступают в неизменном порядке. Хорошо известны фрейдовские оральная, анальная и фаллическая стадии детского развития. Доллард и Миллер предложили теорию научения, в которой стадии Фрейда пересмотрены и добавлена четвертая. Эриксон описал четыре стадии детского развития, каждой из которых соответствуют навыки эго, подлежащие приобретению через переживание психосоциальных кризисов. Оллпорт выдвинул теорию стадий, описывающую развитие проприума, начинающееся с телесного ощущения и становящегося все более инклюзивным. Маслоу описал иерархию потребностей, которую можно рассматривать как теорию стадий, хотя он не считал, что стадия индивида определяется возрастом.
Многие теоретики придерживаются мнения, что на развитие личности в детстве серьезное влияние оказывает семья. Большинство теоретиков акцентуируют роль родителей. Фрейд подчеркивал роль родителей в их реакции на либидозные потребности ребенка и как объектов любви и идентификации. Хорни выделяла любовь родителей к ребенку. Вообще говоря, психоаналитические теории, за исключением юнгианской, описывают взаимодействие родителей и ребенка как имеющее решающее значение в формировании личности, оформлении личностных динамик на всю предстоящую жизнь. Вне круга психоаналитиков важность поощрения детских врожденных сил развития посредством безусловного позитивного внимания подчеркивал Роджерс (что очень похоже на взгляды Хорни). Многие теоретики сходятся в том, что на развитие личности у детей влияют как семейные, так и социальные модели. Подобные феномены описаны психоаналитической концепцией идентификации и научающей концепцией моделирования. Работы Бандуры, связанные с моделированием, - это пример научающего подхода.
Согласно многим теориям, чувство "я", развивающееся в детстве, занимает центральное место в личности. Этому "я" соответствует проприум Оллпорта. Отдельные теоретики описывают "я" с точки зрения идеалов, к которым стремится ребенок (например, Адлер и Фрейд), тогда как некоторые предполагают, что идеальное "я" конфликтует с более здоровым истинным "я" (Хорни и Роджерс). В любом случае детство - важное время для развития чувства "я".
Эмпирическое изучение последствий ранних переживаний дается с трудом. Мы лишь изредка располагаем точными сведениями об обстоятельствах ранней жизни индивида. Вдобавок такой опыт трудно интерпретировать, так как дети с различным темпераментом могут понуждать лиц, которые их опекают, к различному поведению. Несмотря на указанную неопределенность, лонгитюдные исследования подтверждают, что дети, имевшие в возрасте до 5 лет сердечных, любящих отцов или матерей, добились большего успеха во взрослых межличностных отношениях, нежели лица с менее радостными детскими впечатлениями. Они были счастливее в браке, родительстве, дружбе и труде, а также демонстрировали более высокие показатели психологического благополучия в возрасте 41 года (Franz, McClelland & Weinberger, 1991). Таким образом, факты подтверждают главный прогноз в отношении раннего детства, который делают упомянутые теории личности: оно имеет значительные последствия для личности взрослой.

Взрослое развитие

Развитие взрослой личности строится на фундаменте личности, заложенном в детстве. По мнению многих теоретиков, во взрослые годы личность преимущественно стабильна, так как главное развитие состоялось на более ранних этапах существования. Большая часть психоаналитических теорий, включая теории Фрейда, Хорни и Адлера, гласит, что большинство людей очень мало меняются в зрелости. Оллпорт полагал, что развитие взрослой личности состоит в интеграции более раннего развития.
Правда, все теоретики в той или иной мере согласились бы с тем, что в зрелости личность может серьезно измениться. Юнга особенно интересовал процесс индивидуации, происходящий в средние годы жизни. Эриксон распространил на развитие свой подход, охватывающий всю жизнь человека, выдвигая четыре стадия развития, начиная с подросткового возраста и до преклонных лет. Кеттелл исследовал изменение личности со временем, находя, что некоторые черты изменяются в зрелости (включая тревожность и некоторые типы интеллекта), тогда как с другими чертами этого не происходит. Подобно архитектурному обновлению здания, к которому можно пристроить пандусы и изменить фасад, но не менять основной структуры строения, переучивание может улучшить личность, но, вероятно, не затронет при этом последствий десятилетий раннего научения.
Импульс к развитию взрослой личности может прийти либо из внешних, социальных источников, либо изнутри самого индивида. Некоторые теоретики акцентуируют внешние источники. Эриксон говорил, что взрослые, подобно детям, развиваются, оказываясь перед психосоциальными кризисами и приспосабливаясь к требованиям, которые общество предъявляет к лицам определенных возрастов. Теоретики научения останавливаются на внешних детерминантах. Изменения в подкреплениях порождают изменения в поведении. Теоретики когнитивного социального научения считают, что поведение определяется такими субъективными переменными, как, например, самоэффективность: поскольку поведение, в свою очередь, приводит к подкреплениям, постольку эти внутренние переменные являются косвенными причинами развития. Другие теоретики - такие как Юнг и приверженцы гуманистического направления - описывают изменение как мотивированное непосредственно внутренними силами. Не всегда легко установить, чем именно обусловлено постоянство или изменение - причинами, лежащими в окружающей среде или внутри индивида. Например, люди стремятся вступать в брак с теми, чья личность похожа на их собственную. Это сходство способствует устойчивости личности в зрелом возрасте (Caspi & Herbener, 1990), но в чем здесь причина - в исходной личности или во влиянии со стороны супруга(и)? Согласно модели взаимного детерминизма, выдвинутой Бандурой, возможно обоюдное влияние человека и окружающей среды. Следовательно, изменение и устойчивость в зрелости обусловлены причинами, которые пребывают в сложном взаимодействии и носят как личностный, так и внешний характер.

Теории: отбор или объединение

Сколько вообще нужно теорий личности? Должны ли мы пытаться отобрать одну наилучшую или разработать новую теорию, единую для всей области? Или лучше довольствоваться сосуществованием ряда теорий? На эту тему высказывались различные мнения.

Эклектизм

Один из способов справиться с многообразием теорий - пропагандировать эклектизм. Быть эклектичным означает ценить то или иное долевое участие разнородных теорий без полного принятия какой-либо из них. Например, мы могли бы ценить психоаналитическое понимание символизма в искусстве, одновременно соглашаясь с полезностью бихевиоральных методов лечения фобий. Представляется вполне разумным использовать наилучший теоретический инструмент при попытке понять отдельную проблему или при выборе оптимальной формы терапии для отдельного клиента (ср.: Lazarus, 1989), поэтому неудивительно, что многие специалисты, работающие в сфере охраны психического здоровья, считают себя эклектиками (Jensen, Bergin & Greaves, 1990). Впрочем, помимо практичности, эклектизму свойственны и ограничения. Он не задает систематичной структуры для постижения личности и потому не подлежит верификации в качестве общей теории. Он не дает рационального обоснования выбора той или иной модели из многих. Тем не менее, поскольку наличествующие теории имеют столь разные сильные и слабые места, многие психологи-персонологи считают себя эклектиками.

Плюрализм

Различные парадигмы способны сосуществовать так, что каждая сохраняет свои теоретические отличия. В этом состоит теоретический плюрализм. В настоящее время, как должно явствовать из этого текста, психология - это плюралистическая дисциплина (Walsh & Peterson, 1985). Многие психологи считают такое состояние желательным - по крайней мере, на сегодняшний день. Терри Смит (Smith, 1983) утверждает, что было бы нежелательно полностью фокусироваться на каком-то одном теоретическом подходе, коль скоро мы не можем быть уверены, какой из них окажется более продуктивным: и при нынешнем уровне знания мы не должны застревать на том, что, будучи увиденным через черные очки нашего невежества, представляется наилучшей имеющейся альтернативой; скорее нам следует избрать более экспериментальный подход… и задаться вопросом, какие альтернативы достойны разработки. По-видимому, их будет больше одной.
Преждевременная интеграция затрудняет четкое определение теоретических концепций, что тормозит научные исследования и теоретический прогресс (London, 1998; Russell, 1986).

Единая теория

Созревая, науки развивают интегрированные теории. В клинической плоскости одним из доводов в пользу общей теории является значимое объединение различных соперничающих теорий - например, в использовании единых клинических техник, а также признание того, что клинический успех зависит от межличностных факторов (ср.: Beitman, 1989; Pulver, 1993). Артур Стаатс (Staats, 1981, 1991, 1996) утверждает, что в психологии пора разработать единую теорию. По его мнению, все науки развиваются от разобщенности к единству, как это наблюдается, к примеру, в физике. Он говорит, что для психологии пришло время заняться поиском связующих звеньев между явлениями, которые сегодня объясняются разнородными теориями, и настаивает на большем уважении альтернативных точек зрения, побуждающем к наведению мостов между различными концепциями.

Было предпринято несколько попыток объединения теорий. Например, Доллард и Миллер сочетали психоанализ с теорией научения, после чего многие бихевиористы отстаивали бихевиоризм как унифицирующую парадигму для всей теории личности вообще (ср.: Ardila, 1992).

Изучалось и то общее, что содержится в психоанализе и теории личностных конструктов (Warren, 1990), в адлерианской индивидуальной психологии и бихевиоризме (Pratt, 1985), а также в теориях Эриксона и Келли (Neimeyer & Rareshide, 1991). Современная психодинамическая теория, которая описывает бессознательные аспекты межличностных отношений, вызывает неизученные последствия для ныне популярных социально-когнитивных теорий (Westen, 1991), а многие открытия, сделанные в ходе лабораторного исследования памяти и эмоций, имеют точки соприкосновения с клиническими озарениями, сформулированными Фрейдом и другими теоретиками психоанализа (Westen, 1996).
Эти совпадения по-прежнему не могут создать законченную картину интегрированной психологической теории, но такие исследования могут продвинуть дисциплину в направлении большей интеграции, благодаря тому, что все большее количество ученых, занимающихся изучением личности, дерзают выйти за рамки узких парадигм и шире взглянуть на эмоции, ранний опыт, человеческую самооценку и т. д.
...

Что впереди?

Многие теоретики и исследователи личности удовлетворяются отдельными теориями, на которых строится их собственная работа, но если взять эту отрасль знания в целом, то единства в ней нет. Теоретики-персонологи пока не развили единой, общей парадигмы для организации исследований в этой сфере. Возможно, этого никогда не будет, но есть смысл продолжить усилия. По мере того как мы продвигаемся к новым разработкам, отрадно видеть, что исследователи уделяют растущее внимание реальным жизненным переживаниям людей (например, Baumeister, Stillwell & Wotman, 1990), анамнестическим исследованиям (например, Howard, 1991; Vitz, 1990) и биографическому анализу. Теория прежде всего должна быть не привязанной к фактам, а вырастать из них. Лабораторные данные тоже стимулируют развитие теории личности в новых направлениях. По мере того как мы все больше узнаем о мозге, неврологи помогают прояснить внешне отдельные, но, очевидно, взаимосвязанные процессы, которые должны быть интегрированы для выработки теории личности. С ростом нашей осведомленности в этих вопросах, начиная от субъективного опыта и заканчивая неврологическими изысканиями, можно смело предсказать, что одни теоретические утверждения окажутся пророческими, а другие - сомнительными.

Резюме

В области персонологии, несмотря на существование в ней многих направлений и теорий, отсутствует единая парадигма, которая могла бы направить исследования. В этой книге обсуждался ряд теоретических направлений, касающихся личности. Они и их вклад и постулаты рассмотрены относительно некоторых пунктов, представляющих интерес для персонологии: индивидуальные различия, адаптация и приспособляемость, когнитивные процессы, общество, биологические влияния, детское развитие и взрослое развитие. Альтернативные решения проблемы множественности теорий включают в себя эклектизм, который вбирает отдельные аспекты различных теорий; единую теорию, которая стремится к интегрированной и систематичной теории, сочетающей разнородные элементы; и плюрализм, который допускает существование разнородных теорий, соблюдая чистоту каждой отдельно взятой теории. Критерии хорошей теории, изложенные в главе 1, рассмотрены вкратце, и обнаружено, что на практике они применяются не так систематично, как это выглядит в принципе. Концепция коренной метафоры подразумевает, что некоторые теории могут не согласовываться из-за несформулированных фундаментальных посылок. В теориях личности использовался целый ряд метафор, включая механистическую метафору, органическую метафору, метафору обработки информации, нарративную метафору, метафору проявленного "я" и метафору трансцендентного "я".

Для чего нужна психология?

психология Психология, древняя наука, но все же… ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?

Про ОДНУ проблему теоретической психологии...

«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее...

Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"

  • Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
  • Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
  • Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Бражникова А.Н. "Психология личности как точная наука?..." (рассуждения «зрителя с галёрки»)
  • Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • О путях развития теоретической психологии...

    Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
    Другой вопрос - «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то "КТО" этим будет заниматься и "ЧТО" в принципе нужно сделать? Читать далее...
    А также...
  • ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
  • Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
  • Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
  • В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
  • Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
  • Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
  • Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

    Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
    Начнем по порядку...
    Читаем далее...

    А также...
    Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
  • Теории личности
  • Критерии оценки теории личности
  • Компоненты теории личности
  • Основные положения, касающиеся природы человека

  • А также:
  • Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор Л.Н. Миронова)
  • А. Б. Мигдал "Поиски истины"
  • А. Б. Мигдал "ИСТИНА ИЛИ ЛОЖЬ?"

  • Современные концепции и теории научной психологии

  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
  • Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
  • Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
  • Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
  • Рыжов Б.Н. Системная структура личности
  • Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
  • А также:
  • Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
  • Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания

  • «ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова

    Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
    это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
    это и есть «психология, приближенная к реальности»

    Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
    Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
    Читать далее...

    Публикации ученых на тему "ДУША ЧЕЛОВЕКА"

    "Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
  • Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
  • Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
  • Герасимов И.В. "Человеческая ДУША: современная концепция"
  • телеграм
    ШКОЛА Психологического КИКБОКСИНГА

    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это искусство, это театр нашей жизни - продуманные комбинации, оригинальные схемы и красивые ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    реклама
    2010-2022 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник