E-mail: info@nrpsy.ru | WhatsApp +7 (960) 192-0102 | Russia  

Теоретическая психология: проблемы и решения

Теория сознания и переживания Ф.Е. Василюка: векторы развития

психология

Доклад прочитан в рамках II Международной конференции по консультативной психологии и психотерапии, посвященной памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»:
«Сознание легко спугнуть, если вслух объявить, что собираешься его изучать. Будь оно живым существом, пожалуй, наибольшее его удовольствие состояло бы в том, чтобы из надежного укрытия слушать жалобы изощренных философов и ученых о трудностях или даже невозможности его исследования». Ф.Е. Василюк, «Модель стратиграфического анализа сознания».

Основной тезис нашего доклада: теоретические разработки Федора Ефимовича Василюка имеют не только конкретное практическое значение для созданного им подхода «Понимающая психотерапия» (ППТ), но и общепсихологическое и общепсихотерапевтическое значение.

Имя Федора Ефимовича Василюка в первую очередь связывается с разработкой понятия переживания.

Его теория сознания гораздо менее известна за пределами круга представителей понимающей психотерапии. Мы хотим показать, что теория сознания и переживания Василюка имеет значение в общепсихологическом смысле и это является для нас одной из приоритетных линий развития его наследия.

Мы говорим «Федор Ефимович Василюк» — имеем в виду переживание, такова первая ассоциация. Переживание находится в центре ряда психотерапевтических подходов, существует целое направление экспириентальных школ (от английского experience — переживание, опыт), и это вполне ожидаемо, исходя из конкретности и непосредственной данности переживания в повседневном опыте: переживание — это живая ткань сознания.

Для человека со стороны возникает впечатление, что Василюк смотрит на переживание в целом иначе, не так, как в классических теориях, но его подход к переживанию как деятельности, тем не менее, таков, что вбирает классические представления в себя и способен найти им место. Когда мы пытаемся осмыслить научное наследие Ф.Е. Василюка как целое и его общепсихотерапевтическое значение — как методологические и общепсихологические основания практики, перед нами неизбежно встает вопрос — каково место теории сознания в его подходе.

Начнем с того, что представляет собой теория сознания Ф.Е. Василюка:

1. Модель режимов функционирования сознания.
2. Модель структуры образов сознания.
3. Стратиграфия сознания (1 и 3 связаны, 1 включается в 3, но имеет и самостоятельное значение).

Теория сознания Ф.Е. Василюка как психотехническая теория

Если проследить ход работ, то теория переживания появилась раньше, чем конкретная школа понимающей психотерапии. Диссертация 1981 года, которая легла в основу книги «Психология переживания», была изначально теоретической, (хотя, конечно, обращенной к практике, подразумевающей практику). Психология переживания первоначально строилась на основе глубокого методологического анализа разных направлений психологии и психотерапии. Начиная исследовать переживание, Ф.Е. Василюк сперва поставил перед собой задачу определения и построения предмета этой теории. Он начал свою работу с тематикой переживания не с эмпирических обобщений, взятых из практики, а с серьезной методологической и историко-психологической работы конструирования переживания как предмета общей психологии.

В 1990е годы появляется работа Ф.Е. Василюка «Методологический смысл психологического схизиса».

Автор однозначно проводил параллель с работой Л.С. Выготского, который поставил проблему «общей психологии» в условиях существования множества различных психологических теорий.

Проводя параллель с работой Выготского, Ф.Е. Василюк, по сути, указывает на сходную проблему — проблему общей психотерапии, как общепсихологической теории, которая могла бы заложить основу единства различных психотерапевтических направлений. Некоторое время Ф.Е. Василюком и его коллегами велся очень интенсивный поиск оснований для этой общей психотерапии. Со временем интенция к поиску всеобщности ушла, но остался важнейший «нерв» теоретической работы, идущий от Л.С. Выготского: практика, пусть даже конкретной школы (понимающей психотерапии), не может не ставить и не отвечать на общепсихологические вопросы о том, как устроен предмет ее работы, какова его общепсихологическая теория.

Ф.Е. Василюк никогда не удовлетворялся только эмпирическими обобщениями, сделанными на основе практики. Он считал такой уровень профессиональной деятельности «фельдшеризмом». Ему всегда важно было выполнять цикл движения от практики к построению общепсихологической теории и далее от методологического анализа и теоретической работы с общепсихологическим предметом — обратно к практике.

Анализ сегодняшней ситуации с научным наследием Ф.Е. Василюка показывает, что интерес к практическому применению его идей о строении сознания значительно превышает осмысление теоретического значения и перспектив его модели сознания как общепсихологического знания. Нам представляется, что возвращение этой модели ее общепсихологического значения и статуса является важной и интересной перспективой специальных исследований.

Например, можно было поставить такие вопросы: какое место занимает модель Ф.Е. Василюка среди других современных моделей сознания в различных областях науки и гуманитарного знания (философии, социологии, нейронаук, психолингвистики и др.)? Какие преимущества и какие новые вопросы о строении и функционировании сознания она позволяет поставить?

Органичным продолжением этой линии исследования стоило бы считать психотехнику. Ф.Е. Василюк продолжает и развивает идеи Л.С. Выготского, ставя в центр своего внимания психологическую практику — психотерапию — и осуществляя в самом глубинном и первичном смысле, именно в том, как он присутствовал в работах Л.С. Выготского — психотехническую исследовательскую методологию. По мысли самого Л.С. Выготского психотехническая методология и есть основание для построения общей психологии, способной преодолеть кризис. Психотехническая линия развития исследований предполагает анализ конкретных практик работы с сознанием и переживанием прежде всего, в консультировании и психотерапии, но и в других культурных практиках.

Сознание и переживание

Вообще, нужна ли психологу-практику теория сознания? Для понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка ответ «да» является естественным в рамках ее теоретических оснований. Под основным продуктивным процессом психотерапии – тем самым процессом, который «осуществляет» исцеление, тем процессом, на разворачивание которого уповает психотерапевт и действует в рамках этого упования - здесь понимается переживание как особая деятельность человека по преодолению критических ситуаций, бессмысленности жизни. В рамках культурно-деятельностной парадигмы отечественной психологии, на которой базируется теория ППТ, любая деятельность опосредована сознанием.

Ф.Е. Василюк называл модели сознания подсобными.: «...главным предметом нашей работы является вовсе не сознание, а разворачивающийся во времени процесс переживания, для понимания которого и психотерапевтического соучастия, в котором приходится создавать некоторые подсобные модели».

Психотерапевты вообще редко говорят о сознании. Нет ни одного подхода, «ориентированного на сознание». Большинство подходов выбирают нечто психическое — когниции, эмоции и т.д. — через что происходит вход в проблему, и работают с ним. Даже у Фрейда не «бессознательно-ориентированная психотерапия», а психоанализ, по методу. Но «подсобная» модель сознания Фрейда осталась нам и при всей последующей критике осталась базовой, поскольку была именно психотехнической, первой в истории психологии психотехнической моделью сознания.

Если говорить о месте теории сознания Василюка среди других, то, две базовых черты ее мы уже отметили, во-первых, она психотехническая, во-вторых, культурно-историческая или культурно-деятельностная.

В книге «Психология переживания», в рамках типологии жизненных миров сознание «выходит на сцену» в ценностном жизненном мире, характеризующемся внутренней сложностью — сопряженностью отдельных жизненных отношений в пространстве и времени. Оно выступает как новообразование, позволяющее решать главную задачу ценностного переживания — выбор. Таким образом, сознание появляется в связи с определенными жизненными задачами - критическими ситуациями и опосредует решение этих задач.

Как формулируют это современные феноменологи, критики редукционизма когнитивных теорий сознания, сознание «функционирует внутри самой экзистенции, а сама экзистенция определяется миром, в котором она живет». Если мы вместо слова экзистенция поставим слово деятельность, то это будет формулировка культурно-деятельностной психологии. Таким образом, теория сознания Василюка здесь, несмотря на все оговорки, различие методологических оснований, оказывается близка к феноменологической традиции, герменевтической феноменологии.

Модели сознания Василюка — результат его рефлексии практики работы-с-сознанием. Например, модель структуры образов сознания родилась в ходе его вполне традиционной психодиагностической работы с пациентами психиатрической клиники, с методикой «Пиктограммы». Уже в ходе анализа практики ППТ родилась модель стратиграфии сознания, в результате понимания недостаточности выделения только 4х уровней или режимов функционирования сознания.

Таким образом, «и» в паре «сознание и переживание» является не просто случайным союзом, а воплощает базовые для Василюка принципы — принцип человеческого бытия-в-мире, принцип единства сознания и деятельности. Эти принципы позволяют не редуцировать человека, удерживать и в теории, и в практике его целостность, а именно это он видел важнейшей целью общей психологии. С удовольствием приведем вот эту цитату из работы «Методологический смысл психологического схизиса»: «Как бы аналитичны ни были те или другие психологические направления, как бы ни членили они человека и его жизнь на функции, состояния, процессы, их никогда не покидала мечта о синтезе, о том, что рано или поздно найдется сказочная мертвая вода, которая соединит части разъятого человека в цельное существо, и вода живая, которая это существо оживит. Но то, что является наивной мечтой традиционного психолога-исследователя (о которой он, разумеется, тут же забывает, когда доходит до дела и ему нужно действовать по неумолимой логике науки), недостижимым венцом всегда будущих научных синтезов, то для психолога-практика является вполне приземленной ежедневной реальностью, с которой ему с начала и до конца своей работы только и приходится иметь дело, борясь лишь со своими собственными аналитическими или редукционистскими привычками». Анализ сознания неизбежно изменяет, обогащает наш взгляд на переживание.

Зарубежная экспириентальная традиция традиционно подчеркивает непроизвольность и стихийность переживания. Наиболее распространенной метафорой переживания здесь является поток (stream, flow). Ф.Е. Василюк говорит об уровневом построении переживания, аналогичном построению движений по Н.А. Бернштейну, и его протекании в различных регистрах-жизненных мирах.

Слоистая структура сознания так опосредует переживание, что для его понимания метафора потока становится упрощенной и плоской. Не можем удержаться и не привести здесь еще одну длинную цитату: «Метафора реки, которая часто используется в попытке помыслить поток переживания, явно недостаточна, поскольку не учитывает ни глубинного измерения переживания, ни преобразующего влияния его на сознание. Уж если опираться на геолого-географические метафоры, то процессы переживания порой могут быть уподоблены вулканической активности, движению ледников, перемещению платформ и т.п., т.е. таким формообразующим процессам, которые производят радикальные метаморфозы в строении земной коры. В результате такого рода «геологических» жизненных процессов реальное строение сознания конкретного человека мало напоминает регулярные, в чинном порядке надстраивающиеся друг над другом слои. Напротив, сплошь и рядом в стратиграфической картине сознания наблюдаются различные аномалии - выпадение того или иного слоя, сдвиги толщ, разломы, трещины и т.п., в результате чего разрываются связи между изначально близкими регистрами и слоями сознания и, наоборот, в непосредственное соприкосновение входят далекие друг от друга слои. Это приводит к нарушению нормального тока душевных процессов, образованию циклических структур, лакунам, выпадениям и прочим рационально трудно объяснимым феноменам сознания». (Ф.Е. Василюк, «Модель стратиграфического анализа сознания»).

Федор Ефимович вырос в семье геологов, начинал учиться на геологическом факультете, и его геологические метафоры совсем не голословны. Таким образом, фактически, сознание и переживание выступают как различные проекции одного и того же жизненного процесса.

Перспективы: исследования сознания

Сознание является предметом исследования самых разных отраслей гуманитарных наук. Модель структуры образа сознания была использована в работах, посвященных образу сердца как составляющей внутренней картины болезни у кардиологических больных (А.Б. Воскресенская), образу беременности (Е.С. Солосина). Культурологический анализ и кросс-культурное (российско-японское) сравнение структуры образов проделала в своей работе В.В. Сидорова. Модель стратиграфии сознания применялась в качестве теоретической модели для анализа специфики художественных средств в монопьесах Евгения Гришковца (филолог С.Л. Таратута).

Различные «разделы» психологии сознания и переживания Ф.Е. Василюка послужили основой для создания разнообразных инструментов внутри подхода. Так, например, измененные состояния сознания рассматриваются как результат «перемещения» переживания по регистрам, в этом ключе получают объяснение различного рода гипнотические феномены и т.п. ППТ является феноменологическим, недирективным методом, поэтому данные инструменты представляют в большинстве своем не психотерапевтические методики, а инструменты для понимания клиента, которые делают психотерапевта “свободным от психодиагностической подозрительности, не лишая ... в то же время возможностей клинической наблюдательности; оно освобождает терапевта также от научно-объективирующей отчуждающей аналитичности, не лишая при этом возможностей точного и систематического мышления». Однако, очевидно, что теоретический и психотехнический потенциал психологии сознания и переживания далеко не исчерпан. Поэтому перспективным видится, во-первых, прицельное создание новых инструментов для практики и ее рефлексии. Одной и задач является разработка самой категории и тематики сопереживания как деятельности психотерапевта. Во-вторых, важной является работа по анализу практики понимающей психотерапии с определенными конкретными проблемами. Так, начата работа по анализу переживания клиентами панических атак. Пилотажное исследование показало, что специфика типов переживания выявляется и в структуре образов сознания, и в регистровой структуре.

Таким образом, мы хотели бы привлечь внимание к смысловой интенции Ф.Е. Василюка относительно построения общепсихологического знания и его методологической перестройки как знания психотехнического, которая открывает множество перспектив исследований в области консультативной психологии в том числе.

Авторы
Карягина Татьяна Дмитриевна
Шермазанян Лилит Гамлетовна
Шерягина Елена Владимировна
Архангельская Виктория Викторовна

Для чего нужна психология?

психология Психология, древняя наука, но все же… ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?

Про ОДНУ проблему теоретической психологии...

«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее...

Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"

  • Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
  • Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
  • Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Бражникова А.Н. "Психология личности как точная наука?..." (рассуждения «зрителя с галёрки»)
  • Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • О путях развития теоретической психологии...

    Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
    Другой вопрос - «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то "КТО" этим будет заниматься и "ЧТО" в принципе нужно сделать? Читать далее...
    А также...
  • ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
  • Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
  • Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
  • В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
  • Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
  • Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
  • Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

    Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
    Начнем по порядку...
    Читаем далее...

    А также...
    Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
  • Теории личности
  • Критерии оценки теории личности
  • Компоненты теории личности
  • Основные положения, касающиеся природы человека

  • А также:
  • Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор Л.Н. Миронова)
  • А. Б. Мигдал "Поиски истины"
  • А. Б. Мигдал "ИСТИНА ИЛИ ЛОЖЬ?"

  • Современные концепции и теории научной психологии

  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
  • Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
  • Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
  • Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
  • Рыжов Б.Н. Системная структура личности
  • Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
  • А также:
  • Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
  • Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания

  • «ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова

    Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
    это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
    это и есть «психология, приближенная к реальности»

    Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
    Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
    Читать далее...

    Публикации ученых на тему "ДУША ЧЕЛОВЕКА"

    "Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
  • Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
  • Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
  • Герасимов И.В. "Человеческая ДУША: современная концепция"
  • ШКОЛА
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это искусство, это театр нашей жизни - продуманные комбинации, оригинальные схемы и красивые ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    реклама

    выездной тренинг

    реклама
    2010-2020 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник