Интегральная модель личности
- Мотков О.И.
- Интегральная модель личности
В психологии личности существуют три основных течения в описании сущности личности, определении ее детерминант, движущих сил и структуры:
1) акцент на преобладании в личности внутренних биологических начал, или особой внутренней инстанции – субъекта;
2) акцент на детерминации личностных образований внешними социальными факторами;
3) интерактивный подход – детерминация личности взаимодействующими внутренними и внешними факторами.
В советской психологии доминировало марксистское представление о социальной, внешней обусловленности личности. При этом важнейшие понятия психологии не были разведены, их содержание накладывалось друг на друга. Личность отождествлялась то с сознанием, то с субъектом, а то и с психикой в целом. Под прессом «единственно верной» философской доктрины теоретические представления не могли развиваться, за редким исключением. Происхождение субъекта как особого аспекта личности и его место в ней также до сих пор во многом не ясно, в силу очевидной нестыковки представлений о субъектной активности с заученным тезисом о социальной обусловленности личности.
В настоящее время, с учетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологии и психогенетики актуальным для российской психологии является построение интегральной (или природно-культурной, биосоциальной) модели личности и ее структуры. Такая модель должна, в идеале, опираться как на психологические представления, так и на нейрофизиологические корреляты. В ней должны быть осмысленно объединены изначальные биологические мотивационно-эмоциональные образования, аппарат субъекта и прижизненно образующиеся под влиянием внутренних и внешних факторов наслоения – Я-образования, прижизненные ценности, ситуативные цели и подцели, значимый опыт. Выстраиваемое взрослой личностью поведение является, очевидно, функцией всех этих взаимодействующих факторов. Каждый из них занимает свое место в структуре личности, вносит свой особый вклад, выполняет свою специфическую функцию в общем процессе построения оптимального поведения.
Рассматриваемый ниже подход к психике и личности основывается на следующих методологических положениях.
1 – Предметный (структурно-функциональный) принцип. Мир состоит из целостных предметов. В предмете, например, психике, мы интуитивно абстрагируем, выделяем материальный субстрат и функциональную составляющую. Поэтому при изучении психики рассматриваем и ее структуру, и функции, учитываем и психологические, функциональные проявления, и их нейропсихологические корреляты.
2 – Принцип детерминизма. Из ничего не может появиться что-то. Например, высшие психические функции не могут появиться в «пустом» мозгу.
3 – Принцип развития. Мы изучаем психику и личность как со стороны их топологии (пространства, структуры), так и во временном аспекте (изменения в них в течение жизни, развитие).
Итак, что же такое психика? Какую главную задачу она выполняет в живом организме?
Психика – функция нервной системы, обеспечивающая побуждение, организацию, регуляцию и осуществление оптимального поведения по удовлетворению базовых физиологических и психологических потребностей и прижизненно образующихся на их основе мотиваций (мотивов, целей, намерений, ценностей, отношений и т.п.). Потребности изначально встроены в психику и составляют ее ядро (З. Фрейд, У. Мак-Дауголл, Г. Мюррей, ранний Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А. Маслоу, П.В. Симонов, Л.Н. Собчик, Диси и Руаян, и др.). Они активируют процессы организации поведения и задают его метанаправленность. Т.о., главная функция психики вовсе не «отражательная», а запускающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение (мотивирующая и организующая) – управляющая функция.
Психика является саморегулирующейся системой, имеющей в своем составе две основные взаимодействующие части: Управляющую психику и Исполнительную.
За управляющую функцию в головном мозгу отвечают структуры подкорки (гипоталамус, лимбическая система и др.) и лобные доли (блок программирования, по А.Р. Лурия), включая медиобазальные их отделы. Управляющая психика и является собственно личностью.
Исполнительная психика человека осуществляет функции поддержания состояния бодрствования, ориентировки, познания («отражения», сохранения и переработки информации), выполнения движений и речи. Сюда относятся механизмы сознания (как «поля» ясного видения и понимания поступающей извне и изнутри информации – но это не сама информация!, как аппарата регуляции сна и бодрствования, представленного в мозгу ретикулярной формацией ствола и, возможно, некоторыми отделами правого полушария), познания (восприятия, внимания, памяти, мышления), психомоторики, восприятия и артикуляции речи. Все эти механизмы являются средствами для организации оптимального поведения по осуществлению потребностей, желаний и целей личности. Они представлены в мозгу блоками поддержания тонуса, приема и переработки информации (А.Р. Лурия, Пенфилд, и др.). Такого рода естественное деление на «цели и средства» есть как в психике в целом, так и в структуре личности.
Под инициирующим, направляющим и организующим руководством актуальных потребностей и целей, а также аппарата субъекта в онтогенезе механизмами Исполнительной психики нарабатываются полезные информационные средства-ориентиры – когнитивные представления, слова и предложения, схемы действий. Они существенно расширяют диапазон данных генотипом значимых ориентиров и способов осуществления первичных потребностей и производных стремлений. Сама природа потребностей при этом всегда остается одной и той же (она не превращается в какую-то другую, как утверждал А.Н. Леонтьев).
Эскизное рассмотрение сущности психики позволяет перейти к краткому, в рамках тезисов, определению сущности и структуры личности.
Личность - это мотивационная-эмоциональная и организующая поведение сфера психики, включающая все образования, которые побуждают, направляют, оценивают, организуют, контролируют поведение и выражают в эмоциях состояние организма. Это центральный организатор и регулятор поведения, главная управляющая программа человека.
Биосоциальная сущность личности признается большинством зарубежных и рядом современных отечественных психологов (А. Маслоу, Г. Айзенк, К. Купер, Э.Л. Диси, Р.М. Руаян, Л.Н. Собчик, В.М. Русалов, П.В. Симонов и др.). Она была очевидна для И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. Предпринятое в советское время в угоду господствующей идеологии выбрасывание из личности системы природных потребностей и темперамента, и размещение их в мифическом «индивиде» разрушило целостный взгляд на личность и затемнило понимание ее природы, структуры и развития. Последние данные психогенетики со всей определенностью доказывают, что по крайней мере на 40% – 50% основные черты личности определяются генотипом (Р. Пломин, А.П. Матени-младший, Т.Е. Бушар и др.). С учетом этих результатов можно уверенно утверждать, что личностью и рождаются, и становятся.
Структура личности. В личности есть как наследственно заданные, так и прижизненно образующиеся под одновременным влиянием особенностей внешней среды и внутренних факторов блоки. В ней можно выделить два больших отдела: Мотивационно-эмоциональный отдел и блок Субъекта - аппарат программирования, принятия решений и контроля поведения.
Мотивационно-эмоциональный отдел содержит у взрослого человека пять блоков: четыре мотивационных - Базовая личность, Я-личность, Ситуативная личность, Инструментальная личность (значимый опыт), - и блок Эмоций.
Мотивационные блоки построены по иерархическому принципу. Стержневым блоком здесь является Базовая личность, состоящая в свою очередь из следующих основных компонентов: базовые физиологические и психологические потребности (стремления), характерологические и культурологические тенденции, жизненные предназначения (склонности).
Базовая личность является фундаментальной, генетически детерминируемой, природной основой личности, побуждающей и направляющей любое поведение движущей силой, ядром личности. Это система главной метанаправленности жизни живого существа, на основе которой, как вокруг ствола дерева, в процессе жизнедеятельности создаются иерархии различных, конкретизирующих общую направленность, мотиваций.
Прижизненно образующиеся мотивации, подчиненные Базовой личности, представлены следующими блоками. Блок Я-личности – его составляют относительно устойчивые и обобщенные отношения Я-концепции, Я-Ты-Вы-концепции, Я-Мир-концепции. Он включает также долговременные мотивы и задачи. Блок Ситуативной личности - это образуемые здесь и теперь ситуативные намерения и цели, самооценки и притязания. Блок Инструментальной личности составляют оцененные как важные для удовлетворения стремлений и целей личности конкретные представления, слова и словосочетания, схемы действий, определенные эмоции, мнемосхемы и т.п. Т.е. это значимый опыт организации и осуществления поведения в узких, конкретных ситуациях, являющийся результатом работы механизмов Исполнительной психики. Он во многом образуется под влиянием факторов обучения, воспитания и собственной субъектной активности. Значимость воспринимаемой информации определяется и присваивается изнутри, со стороны актуальных потребностей и целей. Богатый значимый инструментарий облегчает работу Субъекта по организации более оптимального поведения.
Блок Эмоций – это определенные переживания, выражающие состояния отдельных мотиваций (степень их осуществления или неосуществления) и организма в целом. Существует набор первичных, заданных наследственно, базовых эмоций, на основе которых в ходе жизни образуются более дифференцированные и опосредствованные эмоциональные переживания. Любое личностное образование имеет ту или иную эмоциональную окраску.
Блок Субъекта. Это – второй большой раздел личности, отвечающий за ситуативную организацию, регуляцию, контроль и поддержание произвольного поведения. Представляет собой отдельную инстанцию личности, не сводимую к другим блокам! Вспомним «Эго» З.Фрейда, «блок программирования» А.Р. Лурия, нейропсихологическим коррелятом которого являются лобные доли головного мозга, «инстанцию принятия решений» Р.П. Ловелле, и др. Субъект - своего рода диспетчер, управляющий в личности. В нем не содержатся постоянные мотивации и представления, как в других блоках. Он производит анализ актуальных стремлений, выбирает из них наиболее приемлемое здесь и теперь и принимает решение о его осуществлении - на основе соотнесения стремлений с признаками конкретной жизненной ситуации и с внутренними возможностями. Субъект удерживает одни цели и тормозит другие, контролирует и корректирует процесс осуществления избранной им цели. Он – посредник между стремлениями личности и окружающей средой. Субъект отвечает за сохранение ситуативной целенаправленности поведения и действует в одной упряжке с блоками Сознания и значимым опытом Инструментальной личности.
Все компоненты структуры личности непрерывно взаимодействуют друг с другом, и через Субъекта - с Исполнительной психикой - с блоками сознания, познания, психомоторики и речи. Вся эта психическая система непрерывно взаимодействует с остальным организмом (телом) и окружающими природными и социальными средами, с Миром в целом.
Итак, личность является главной управляющей и регулирующей частью психики. Субъект – отдельный самостоятельный блок личности. В генотипе изначально прописаны блоки Базовой личности, Субъекта и базовых Эмоций. В онтогенезе идет как биологическое созревание некоторых составляющих Базовой личности, механизма Субъекта и механизмов Исполнительной психики, так и образование прижизненных блоков личности, отличающихся друг от друга степенью обобщенности своей направленности - от метанаправленности потребностей Базовой личности до конкретных образований Инструментальной личности.
Источник http://nkozlov.ru/library/psychology/d2287/
Для чего нужна психология?
Психология, древняя наука, но все же…
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?…
Про ОДНУ проблему теоретической психологии...
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости:
"Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).
Итак,
почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу?
Читать далее...
Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"
Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
Козлов В.В. Теория и практика психологии
Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
Бражникова А.Н. "Психология личности как точная наука?..." (рассуждения «зрителя с галёрки»)
Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
О путях развития теоретической психологии...
Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье
«Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
Другой вопрос -
«кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то
"КТО" этим будет заниматься и
"ЧТО" в принципе нужно сделать?
Читать далее...
А также...
ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА
Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
Косяк В.А. Единая теория человека?
Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества
Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности
объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
Начнем по порядку...
Читаем далее...
А также...
Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
Теории личности
Критерии оценки теории личности
Компоненты теории личности
Основные положения, касающиеся природы человека
А также:
Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор Л.Н. Миронова)
А. Б. Мигдал "Поиски истины"
А. Б. Мигдал "ИСТИНА ИЛИ ЛОЖЬ?"
Современные концепции и теории научной психологии
Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
Рыжов Б.Н. Системная структура личности
Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
А также:
Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания
«ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова
Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
это и есть «психология, приближенная к реальности»…
Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
Читать далее...
Публикации ученых на тему "ДУША ЧЕЛОВЕКА"
"Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
Герасимов И.В. "Человеческая ДУША: современная концепция"