E-mail: info@nrpsy.ru | Russia  

Проблемы развития образования и общества

Чтоб не пропасть поодиночке...

Асмолов А. Г.

Асмолов Александр Григорьевич
Профессор, академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, заслуженный работник высшей школы РФ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Такая незаурядная личность, такое большое явление в российском образовании, как Александр Григорьевич Асмолов, давно была достойна если не жизнеописания, то хотя бы широкой трансляции своих взглядов в обществе. Что и показал 4 серийный фильм «Асмолов. Психология перемен», который недавно представил зрителям телеканал «Россия-Культура».

Цикл фильмов «Асмолов. Психология перемен» освещает следующие вопросы:

  • Каким будет образование будущего в сложном мире?
  • Зачем рождается школа неопределенности: школа принятия нестандартных решений в непредсказуемых ситуациях?
  • Каковы штрихи портрета цифрового поколения в эпоху вызовов сложности и разнообразия?
  • Как остаться человеком в бесчеловечную эпоху? Кто они – лидеры изменений сетевого столетия?...

  • Фильм I. «Школа неопределенности: будущее в настоящем»


    Фильм II. «Как остаться человеком в бесчеловечную эпоху: правила беспорядка»


    III. «Цифровое поколение: эффект Юлия Цезаря»


    IV. «Лидеры изменений: укрощение хаоса»



    Что же сегодня волнует выдающегося психолога, философа и идеолога многих глобальных изменений в нашем образовании? Как всегда, смыслы. Смыслы нашего времени. А раз уж мы живем в эпоху перемен и кризиса, растянувшуюся на 30 с лишним лет, то о ее ценностях и идет речь. Асмолов давно и, как никто, точно сформулировал (об этом он не раз говорил, в том числе на страницах «УГ»): наше время цифровой, когнитивной, технологической революции - это эпоха неопределенности, когда все застывшее, определенное, одностороннее неэффективно. Для полноценной жизни человечеству необходимы гибкость, пластичность, креативность, а ЧТО ЗАЛОЖИТ ИХ, КАК НЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

    Асмолов предлагает формулу современного образования из 4 «К»: коммуникация, критическое мышление, креативность и кооперация. Ибо традиционная система порождает, по статистике, 25 28% неудачников, то есть людей, не нашедших свое место в жизни, что, не говоря высоких слов о бесценности каждой жизни, невыгодно власти - они причиняют ВВП страны ущерб в триллионы рублей (-15%). Школа и институты не научили их учиться всю жизнь, меняться, следовать своей мечте, напротив, им обрезали крылья... Поэтому столь важно создать детям мотивирующую среду (оценки, кстати, фактор демотивирующий). «Учитель - мастер зажигания мотивации ученика» - такой видит роль современного педагога Александр Асмолов. И с этим не поспоришь.

    Еще одна важнейшая тема - перемены и стратегии, которых они требуют. Нужны ли нам перемены? Ведь они болезненны, чреваты хлопотами, потерями, тревогами и многочисленными проблемами. Не оттого ли некоторые страны защищаются от перемен? Например, в Китае ввели рейтинг благонадежности. За этим, согласимся с нашим героем, стоит ориентация системы на лояльность, полезность, серость, когда схлопывается все разнообразие. Если все культуры будут ориентироваться на рейтинг благонадежности, считает Асмолов, то в эпоху кризиса это грозит тем, что человечество может провалиться в пропасть, потому что один шаблон мышления не дает разных вариантов выхода из нестандартной ситуации. Интересно, что в дикой природе разнообразие поддерживается самой эволюцией (в каждой популяции есть 20 30% так называемых парадоксальных особей, потому что они увеличивают общие шансы на выживание). Таким образом, как ни странно, эволюция поддерживает «сумасшедших», непохожих на других. (!)

    Красной нитью Асмолов проводит свою излюбленную мысль: культуре полезности человечество может противопоставить только культуру ДОСТОИНСТВА. Надо ли говорить, как важна эта тема именно здесь, в России, и сейчас, во время новой централизации и ориентации на единомыслие? И каким смелым является заявление, что «в эпоху антропоцена, когда главным фактором среды обитания является человеческая деятельность, особенно ценным становится каждый, кто мыслит «не в ногу»...»

    Каково же новое поколение, которое, как надеется автор, выберет культуру достоинства? Это цифровые, сетевые дети, по исследованию ученых, половина из них проводят в Интернете не менее 5 часов в день, а треть и вовсе по 8 часов! И они погружаются в виртуальный мир все глубже. О вреде этого процесса мы все знаем, взять хотя бы школьников, поклонников «стрелялок», которые в реальной жизни берут в руки оружие, чтобы поквитаться с обидчиками, да и буллинг (сетевую травлю) познает на себе каждый пятый ребенок. Мы, взрослые, хотели бы их выдернуть из Мировой паутины, но верный ли это путь? Нужно понять, почему детям интереснее там, а не здесь. Психологи выяснили, что 85% детей считают себя в Сети более общительными, самостоятельными, успешными, талантливыми, крутыми, чем в жизни. А ведь они и в самом деле там более свободны, кроме того, компьютерные игры, как показали исследования, развивают мозг (увеличивается количество серого вещества), формируют целеполагание, настойчивость в достижении цели, разумную склонность к риску. Конечно, всегда есть и другая сторона медали: смерть начинает казаться цифровым детям дорогой не только туда, но и обратно, нужно лишь вовремя нажать кнопку... Захватывает человечество и новый психоз: по остроумному выражению Асмолова, лайковый нарциссизм, когда человек стремится выложить в соцсетях всю жизнь напоказ. Это своего рода социальная истерия - попытка увековечить себя, сделать все, чтобы тебя заметили. Все это ведет к ослаблению наших чувств, утрате эмпатии, сочувствия. То есть мы теряем человечность. Но... наш герой убежден, что мы можем найти больше, чем потерять.

    «Мы можем обрести возможность общения друг с другом, которой раньше не было никогда», - говорит Асмолов. А ведь и вправду, сейчас любой - не только ребенок, но и взрослый - может найти в Сети кого угодно, напрямую пообщаться с попзвездой, выдающимся ученым, известным писателем, почти мгновенно найти единомышленников... Интернет раздвигает все границы, децентрализует мир (понятие провинции вообще, по мнению Асмолова, устареет) и одновременно делает его единым целым, объединяющим нас, таких разных и непохожих. «Я верю, я чувствую, что Интернет как Сеть есть та самая общая система кровообращения, которая делает нас не только родом, она - как любовь - делает нас родней», - приходит к парадоксальному выводу Асмолов. И это, пожалуй, самое сильное и спорное заявление психолога и философа. Уже ближайшие десятилетия покажут, станет ли оно реальностью.

    Четвертая серия объединяет все темы и мотивы фильма. Они сходятся в вопросе: КТО СТАНЕТ ЛИДЕРОМ ХХI века? «Нас поразила эпидемия лидероманий, когда кажется, что каждый здесь и теперь, любой ценой должен стать лидером», - справедливо подметил Александр Григорьевич. При этом в гонке за лидерством и успехом мы утрачиваем смысл существования, подобно Мартину Идену. И немудрено. Классик социологии Роберт Мертон говорил, что если главным критерием успеха у общества считается богатство, то это общество ожидают преступность, наркомания и прочие неприглядные спутники. Здесь нет места смыслам.

    Сегодняшний ЛИДЕР, считает Асмолов, - это создатель социальных миров, где люди могут достойно жить. Он должен обладать особым порогом чувствительности к разнообразию - социальному, культурному, личностному. Подлинный ГЕРОЙ нашего времени - творец смыслов, он всегда учитывает интересы остальных и нацелен на кооперацию. При этом каждый из нас, подобно индейцам из племени апачи, может стать лидером в конкретной ситуации, каждый, у кого хватит мудрости и ответственности. Он вместе со всеми ищет и находит выход из самых невыносимых ситуаций. Словом, «сегодняшний оркестр играет без дирижера», то есть авторитарного лидера, вождя, и будущее, считает наш герой, за подобными оркестрами.

    Будущее за культурами достоинства, которые дают шансы найти самих себя, быть человеком при любых переменах, чувствовать свободу и не бояться ее, чувствовать неопределенность и играть с ней. Думаете, это утопия? Что ж, разве человечество не имеет права на надежду?

    Говоря о фильме «Асмолов. Психология перемен», не хочется обсуждать его художественные достоинства и недостатки. Главное, что его герой говорит не об отвлеченных философских категориях, а о насущных вопросах, которые сейчас важны для всего человечества, но жизненно необходимо их решить для себя именно нам, российскому обществу. И говорит об этом Асмолов с позиций ясного разума, четкой логики и неизменных моральных принципов. Он сам творец смыслов, о которых мечтает, и он делает время. Его слово становится делом. Поступком. В этом Асмолов напоминает Сенеку (давайте только отбросим ассоциации с печальными последствиями в судьбе последнего). Он и есть Сенека нашего времени. Будет ли он услышан? Имеющие уши да услышат.

    курс виртуоза жизни
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр нашей жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    MEGAS-CLUB
    2010-2019 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник