"ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГ - ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ"
- В.В.Козлов
- "ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГ - ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ"
Приход человека в психологию всегда личностно значим. В начале 70-х годов в СССР было всего три факультета психологии - в Москве, в Ленинграде и Ярославле. Выпускалось в год 75 профессиональных психологов и этого на огромную страну казалось достаточно.
К концу столетия ситуация кардинально изменилась - психологов выпускается в тысячу раз больше. Кто только их не выпускает!!! Не только те прославленные вузы - перечисленные выше и являющиеся родным домом многих современных классиков психологии, но сотни государственных вузов и тысячи частных.
Я недавно был в г. Иркутске (чарующей красоты город с великолепной архитектурой) и с удивлением узнал, что 7 коммерческими и государственными образовательными структурами выпускается в год 265 (!) профессиональных психологов с высшим образованием. При таких темпах лет через двадцать основное трудоспособное население города будет состоять из психологов.
Не курьез ли это? Самое важное - чем вызвана эта ситуация. Можно было бы предположить, что профессия психолога социально престижна, как, например, профессия менеджера или юриста. Первая предполагает солидные заработки, вторая - власть. Но ни той, ни другой привлекательностью профессия, как показывает опыт, не обладает. Более того - уже на настоящий момент многие выпускники не могут трудоустроиться и работают продавцами в киосках, секретаршами, учителями и т.д. И это происходит не только в Иркутске - это является тенденцией во всех районах России и СНГ.
Почему люди идут в психологию? Почему сотни и тысячи платных курсов, семинаров, тренингов, проводимых психологами и околопсихологическими специалистами, все еще посещаемыми при тотальной нищете населения?
Причин, на наш взгляд, несколько:
- во-первых, общая дезориентация в целях, морально-этических нормах, жизненных, экзистенциальных и культурных ценностях в глобальных макросистемах и в обществе в целом привела к возникновению потребности выстроить эти структуры на индивидуально-психологическом уровне;
- во-вторых, с возникновением эгоцентрических, прагматических, индивидуалистических ценностей происходит тотальное отчуждение людей друг от друга и невозможность интимно-личностных отношений между людьми. Востребованная потребность в этих отношениях в российском обществе всегда была выражена. Более того - личность советского общества отличалась проявленным качеством искреннего сопереживания, взаимной поддержки и открытости, чувством коллективизма (как это ни удивительным кажется сегодня);
- в-третьих, духовная депривация, опустошенность, формирует необходимость внутри личности заполнять это пространство новым, личностно значимым содержанием через психологическое знание.
Сразу встают вопросы
- имеет ли современная постсоветская психология духовные измерения
- может ли психология дать те ценности, которые были сокрушены в процессе нескольких странных и безумных перестроек во всей стране.
- готова ли современная психология изменить свою парадигму и стать “наукой о душе”, отвечающей на психодуховные потребности человека,
- в состоянии ученый мир психологии сформировать эту парадигму на уровне учебников и образовательных технологий
- могут ли существующие образовательные системы готовить психолога новой парадигмы, который может помочь себе и другим в аспекте духовного наставничества.
Это новые проблемы совершенно нового времени. Еще 10 лет назад эти вопросы были абсурдны, т.к. существовали ответы на уровне общей идеологии советского государства. Ответы были вплетены в стиль жизни, в системы массовых коммуникаций, общей политики и государственной организации.
Хаос перестроек сокрушил коммунистический космос и обнажил безнадежную слабость советской психологии в ответах на самые насущные вопросы души (псюхе).
У современной русской психологии в это аспекте существует три возможности:
-перекрасить одежды старой психологии, обновив некоторые формы и препарировав совсем сгнившие части тела;
-усыновить (удочерить) какую-нибудь западную психологию в качестве духовного единоутробника;
-родить свою психологию с душой и с духовностью.
Первый подход, на наш взгляд, является самым простым и доступны. В конце концов он не требует кадровой и мировоззренческой перестройки в материалистически ориентированной российской психологии. Тем более - нужно признать - внутри материалистически ориентированной психологии и вне ее сферы сформирована достаточно основательная духовная психология. Русская психология никогда, собственно, и не уходила от проблематики духовности. Основное - всегда эта психология или воспринималась искусственной, т.к. была странная тенденция “прижить” ее к древу позитивизма или чуждой идее, когда она занималась истинно духовной проблематикой. Основная сложность заключается в том, что духовные ценности материалистического понимания идентифицированы с идеей коммунистического строительства и тоталитарным режимом. В этом смысле они находят широкую критику и обесценены. Советская психология духа была идеологизирована. Когда сокрушена идеология, это не могло не сказаться на ее проявления.
Второй подход проявляет современные тенденции русской психологии, особенно тех авторов, которые стремятся психотехнологизировать и практицизировать советскую психологию, которая отличилась теоретичностью, часто схоластичностью. Зарубежная психология предприняла активную интервенцию на бывшую ментальную территорию Советского Союза. Эта экспансия имела многообразие форм и методов.
Первый наплыв имел психотехнический характер. Именно в это время произошел основной наплыв групповых и индивидуальных методов работы с клиентами: психодрама, гештальт-терапия, трансактный анализ, райхианская терапия, биосинтез, ребефинг, психосинтез, рольфинг, первичный крик Янова и огромное количество других психотехник и целостных психотехнологий. Стоить отметить две особенности:
- они были максимально психотехничны и минимально теоретизированы в советском смысле;
- они имели авторский характер и мало репрезентировали смысловое поле и многообразие школ зарубежной практической психологии и психотерапии.
Это было интересное время. Импонировала психотехничность и простота языка этих лидеров. Наверное, зарубежных лидеров привлекала искренняя заинтересованность и ненасытность российской клиентуры. Особенно привлекали почти наивная доверчивость и открытость. Российские психологи и их клиенты готовы были платить щедро своей энергией, деньгами, помощью, любовью за умения и навыки, которые давала зарубежная психотехническая культура.
Вторая волна имела инструментальный характер. Появилось множество книг о том, как и что делать. При этом сохранялась тенденция к минимальному теоретизированию. На этом этапе также зарубежная психология попыталась организоваться на российском рынке. Появилось множество сетевых и пирамидальных структур, постепенно опутывающих своими связями и региональными центрами научное и интеллектуальное пространство СНГ. Психоаналитическая ассоциация, система Рона Хаббарда, нелперская сеть, сеть позитивной психотерапии Хамида и Нострата Пезешкьянов и др. Именно организация сетей встретила в России достаточно сильное сопротивление, особенно жестко-структурированных и иерархически построенных в отношении власти-подчинения. Ярким примером является финансово-монархическая пирамида дианетики.
Третья волна имела в основном интеллектуальный характер. Начали издаваться в большом количестве монографии известных лидеров практической психологии и психотерапии. Наступила эпоха толстых книг и специализаций. Наступило время проникновения в истинные корни глубинной, экзистенциальной, трансперсональной, гуманистической, психоаналитической психологии. При этом отметился разрыв между теоретическим осмыслением западных концепций и их практическим применением. С одной стороны - появились “знатоки - теоретики”, с другой - мастера психотехник. Одновременно с этим появился разрыв между семантическими полями клиентов и профессионалов, разрыв между толкованиями теоретиков направлений. При всех чудовищных усилиях в организации школ в западном понимании, организации сетевых структур, они в России не состоялись.
Что касается возможности рождения “психологии с душой”, то, на наш взгляд, эти роды должны и могут состояться как некий срединный путь между первым и вторым вариантом.
Именно на стыке переосмысленной российской психологии и трансформированной через русский менталитет западной психологии может родиться новая психология, имеющей предметом душу человека, а не психические процессы, поведение, деятельность, установку или что-то другое.
На уровне синтеза двух направлений, вариантов, образовался интеллектуальный бульон, из которого, надеюсь, через некоторое время, выкристаллизуется новая психология.
Методологические сумерки, которые сгустились над российской психологией, не дают больших надежд и оптимизма в отношении быстрого и безболезненного рождения жизнеспособной, здоровой духовной психологии.
Человек не живет, а собирается жить завтра. Для человека важно не только то, где, как, с кем, в каких условиях он живет. Важнее перспектива. Важны базовые смыслы человеческого существования. К ВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ДУШИ НЕ МОЖЕТ ДАТЬ НА НИХ ОТВЕТ.
Я искренне надеюсь, что Челябинская конференция явится осмысленным шагом в формировании новой парадигмы российской психологии.
Источник: http://www.integratio.ru/article/025.htm
Для чего нужна психология?

Психология, древняя наука, но все же…
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?…
Про ОДНУ проблему теоретической психологии...
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости:
"Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).
Итак,
почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу?
Читать далее...
Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"
Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
Козлов В.В. Теория и практика психологии
Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
Бражникова А.Н. "Психология личности как точная наука?..." (рассуждения «зрителя с галёрки»)
Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
О путях развития теоретической психологии...
Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье
«Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
Другой вопрос -
«кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то
"КТО" этим будет заниматься и
"ЧТО" в принципе нужно сделать?
Читать далее...
А также...
ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА
Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
Косяк В.А. Единая теория человека?
Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества
Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности
объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
Начнем по порядку...
Читаем далее...
А также...
Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
Теории личности
Критерии оценки теории личности
Компоненты теории личности
Основные положения, касающиеся природы человека
А также:
Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор Л.Н. Миронова)
А. Б. Мигдал "Поиски истины"
А. Б. Мигдал "ИСТИНА ИЛИ ЛОЖЬ?"
Современные концепции и теории научной психологии
Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
Рыжов Б.Н. Системная структура личности
Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
А также:
Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания
«ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова
Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
это и есть «психология, приближенная к реальности»…
Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
Читать далее...
Публикации ученых на тему "ДУША ЧЕЛОВЕКА"
"Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
Герасимов И.В. "Человеческая ДУША: современная концепция"