E-mail: iger71@gmail.com | Call: : +7 903-058-2020 | Country : Russia  

Проблемы теоретической психологии и их решение

Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

интенсивное общение

Итак, каким требованиям должна соответствовать теория личности, что и как она должна сделать, чтобы с максимальной долей объективности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?

Начнем по порядку...

Психология - это наука о человеке, о человеческой психике, о человеческой душе, о человеческой жизни во всех различных ее проявлениях…

Теория личности (в общих словах) - это «совокупность взаимосвязанных гипотез, или предположений" об устройстве психической и социальной жизни человека, во всем многообразии его психических и социальных проявлений.

Если психология- это общее, комплексное, совокупное знание о человеке, его психической деятельности и всего, что с ней связано, то теория личности- это индивидуальный, гипотетический взгляд на то, что есть психика, жизнь и сам человек во всем многообразии своих психических проявлений…

Итак, у человека есть мысли, чувства, желания…, настроения, состояния, представления, отношения… есть характер, есть поступки, поведение… и есть жизнь, большая, длинная и не всегда гладкая… И что самое главное, у каждого человека все это- разное…

Отсюда, основная задача теории личности (ученого, который ее создает) - выстроить системное знание о человеке, которое при помощи своих схем будет объяснять и прогнозировать поведение любого человека в типичных и не типичных для него ситуациях…

И психологи- теоретики этим занимается, складывает психологические системы годами, веками, тысячелетиями… Что получается?- читайте научные концепции различных психологических школ… а в двух словах - у всех получается по-разному и к единым схемам официально пока еще никто не пришел…
На настоящий момент научная психология насчитывает огромное количество различных теорий, но основными, ведущими являются три, четыре, пять...
Т.е. есть, так называемая, обойма психологических теорий, которые имеют особое признание… это психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология… Каждая из этих теорий в свое время претендовали на звание "абсолютной", единой, но при всем своем авторитете такого признания не получили, и по обоснованным причинам- до абсолюта им далеко- не одна из них не смогла охватить целостно, единой системой всю психическую и социальную жизнь индивида (об этом я говорил в статье «Про ОДНУ проблему психологии»).

Итак, каким требованиям, на мой взгляд, должна соответствовать инновационная теория личности, чтобы объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком в реальности?

Для того, чтобы объяснять все психические проявления конкретного человека, его мысли, чувства, желания, и соответствено поведение, современная инновационная теория личности на уровне глубокой, развернутой и целостной системы должна решить следующие 3 задачи:
1) объяснить, как устроена и функционирует человеческая психика;
2) чем определяется то, что психика одного отличается от психики другого;
3) совместить все индивидуальные психические процессы с реальными жизненнными, социальными проявлениями...

Подробнее...

1. Инновационная теория личности должна создать развернутую модель, структуру человеческой психики

Описать закономерности, принципы ее работы, функционирования и взаимодействия ее элементов.

Все то, что будет давать четкие ответы на следующие вопросы:
- как устроена человеческая психика, из каких элементов она состоит, какие функции они выполняют...
- как она работает, как элементы взаимодействуют между собой, каким образом осуществляют психическую деятельность в целом(поведение, мотивы, интересы, отношения, восприятие…)
- каким образом эти психические элементы определяют индивидуальные характерологические особенности индивида
- какой зарождается человеческая психика и по каким принципам, законам развивается, а так же
- как, по каким законам строится ее нормальное и противоречивое развитие
- что есть все различные изменения, которые могут происходить с психикой в общих и в индивидуальных случаях и т.д.

Т.е. необходимо создать такую систему психической деятельности, чтобы спорных вопросов по поводу того, "как, что и почему" происходит с человеком, по большей части, не возникало.

Более того, гипотетически выстроенная схема психического аппарата должна быть максимально приближена к тому, что есть человеческая психика на физическом, биологическом уровне... (ЦНС и т.д.)

2. Инновационная теория личности должна выстроить глубокую и развернутую типологию индивидуальности

Вернее сказать, создать систему, которая будет объяснять все разнообразие человеческой индивидуальности, человеческих проявлений, исходя из единых концетуальных основ, схем...
А не опираясь, скажем, на какие-то отдельные психологические схемы и конструкты…, к примеру:
- свойства темперамента (холерики, сангвиники…),
- позиция во взаимодействии с людьми (подавляющий, отстраненный, зависимый и т.д.),
- особенности телосложения (пикнический, атлетический типы…),
- у З. Фрейд –отношение детей к сексу и к своим гениталиям (анальный, оральный тип…),
- у О. Вейнингера- отношение женщин к семье (матери и проститутки),
- в НЛП- органы восприятия действительности (кинестетики, визуалы…)
и т.д.

3. Инновационная теория личности должна быть максимально приближена к реальности

Т.е. определить все взаимосвязи, соединить в единой системе все научное, объясняющее, и все реальное, социальное, происходящее... А именно:

а) при помощи своих схем, закономерностей функционирования психики объяснять поведение, характер, жизнь человека в целом и каждого индивида в отдельности...

б) и наоборот, объяснят, как жизнь, события, поступки, взаимоотношения влияют на изменение психических состояний и психики человека в целом...

Вроде как естественный момент, но не редко схемы психической жизни человека, разрабатываемые учеными, далеки от реальной жизни и поэтом мало понятны обычным, не искушенным в психологии людям.

И наоборот, описываемые те или иные психические феномены, жизненные явления, происходящие с людьми, лишены научного, системного, целостного, логичного объяснения, обоснования...

В целом, выстроенная таким образом теория, как научная система, позволит отвечать практически на любые вопросы, касающиеся человека и человечества в целом...
К примеру, почему у одних людей имеется стремление развиваться, а у других- деградировать, или почему одних тянет вредить, убивать, а других творить, созидать..., или почему люди в принципе за тысячи лет не поубивали друг друга... а продолжают жить, существовать, развиваться во всем многообразии своих душевных проявлений?...И "что" в принципе правит этим миром…? Каковы законы человеческого развития, человеческой природы, мироздания?

И чем точнее, системнее, гармоничнее, логичнее (опираясь на единые основы), глубже, такая теория будет давать ответы на эти вопросы, тем выше качество теории личности.

PS Международное научное сообщество, в свою очередь, оценивает теорию личности следующими критериями (Л. Хьелл, Д. Зиглер. "Теории личности"),
> верифицируемость (теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом),
> эвристическая ценность (в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования),
> внутренняя согласованность (теория должна быть свободна от внутренних противоречий),
> экономность (чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше).
> широта охвата (чем более многосторонней является теория, тем на большую сферу поведенческих проявлений она распространяется),
> функциональная значимость (способность теории помочь людям понять их повседневное поведение, помогать людям решать их проблемы).
Про ОДНУ проблему теоретической психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Асмолов А. Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • А. Н. Леонтьев Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность."
  • Козлов В.В. Психология и психолог - проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • А.В. Юревич Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С. и др. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • Т. Черниговская "Как Интернет влияет на наш мозг"
  • А.М. Иваницкий "Сознание и мозг"
  • ЧТО ДЕЛАТЬ? О путях развития теоретической психологии
    Теория личности: требования и критерии оценки качества по И.В. Герасимову
    «Психология, приближенная к реальности»: теория человека И.В. Герасимова
    Каким образом я создавал теорию "Психология, приближенная к реальности"
    А так же
    Гераклит Эфесский...
    Горбатенко А.С "Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности"
    Мотков О.И. "Интегральная модель личности"

    Выездной тренинг
    курс виртуоза жизни
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу сверхэффективности...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер"
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    Если при обычном, конструктивном общении, говорят и слушают друг друга все, то при интенсивном - говорит, как правило один, причем говорит так, что все его слушают, и соглашаются со всем, что он говорит...
    Хотите научиться также? - тогда вам на тренинг
    "ИНТЕНСИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: динамичное убеждение и эффективное переубеждение"
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу - "БИТВУ Социальных ИНТЕЛЛЕКТОВ"
    БИТВА СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕЛЛЕКТОВ

    megas-club
    2010-2018 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник