Модель эмоционального интеллекта Мейера и Сэловея
1. Точность оценки и выражения эмоций.
Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в нашем мире, будь это внутренний мир или внешний. Важно точно понимать как свои эмоции, так и эмоции, которые испытывают другие люди. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
2. Использование эмоций в мыслительной деятельности.
То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чем мы думаем. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определенным действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Эта способность помогает понять, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
3. Понимание эмоций.
Эмоции — не случайные события. Их вызывают определенные причины, они меняются по определенным правилам. Эта способность отражает умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.
4. Управление эмоциями.
Поскольку эмоции содержат информацию и влияют на мышление, имеет смысл принимать их во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Для этого необходимо принимать эмоции вне зависимости от того, являются ли они желаемыми или нет, и выбирать стратегии поведения с их учетом. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Алена Алешина
Источники:
1. David R. Caruso, Peter Salovey. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses-Bass, San Francisco. 2004
2. Карпов А. В., Петровская А. С. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма // www.drupal.psychosfera.ru
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:
КЛАССИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА:
Модель эмоционального интеллекта Даниэля Гоулмана
Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она
РЕЦЕНЗИЯ на книгу Сергея Шабанова и Алены Алешиной
"Эмоциональный интеллект. Российская практика"
ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ…
Научиться уверенно, красиво, эффективно вести себя в ситуации словесных нападений — хамства, приколов, сарказма, провокаций, различных наездов, манипуляций…
Онлайн курс «ИСКУССТВО СЛОВЕСНОЙ БОРЬБЫ»…