Социально-психологическая подстройка к партнеру по общению
..."Кто там?"- "Это Ты"... - и дверь открылась... (Д. Руми)
В НЛП есть такое понятие, как «раппорт» - подстройка под ритм дыхания, позу, жесты, ведущую систему восприятия…(репрезентативную систему) партнера по общению. Все это важно для того, чтобы эффективно влиять на нужного человека...
Но речь далее пойдет о другой подстройке - подстройке к социально-психологической сущности другого человека - к его интересам, стилю жизни..., к тому, как он думает, что чувствует, как относится к себе, к жизни, к людям…, каковы его представления, интересы, убеждения… Все для того, чтобы создать состояние целостности, родственной души, "одной волны"...
«Играй не себя, играй партнера...» - наставлял своих учеников К. Станиславский... И прежде, чем разбирать то, "как играть партнера по общению, как к нему подстраиваться" разберем вопрос "к чему подстраиваться", т.е. уровни социально-психологической совместимости.
Основные уровни подстройки к партнеру по взаимодействию
Социальная подстройка к партнеру по взаимодействию
Совместимость образов, статусов, стилей жизни... -
"походи на волка и тебя примут в стаю..."
Возьмем, к примеру, роман М. Булгакова "Собачье сердце".
Чем Шариков отличается от профессора Преображенского? И как его ученик Борменталь сответствовал его ценностям и уровню культуры?
Что касается уровня культуры, то «шариковы» не вызывают симпатии у "профессоров преображенских" и их подручных "борменталей», впрочем как и "борментали" у "шариковых"...
А при необходимости надо уметь соответствовать.
Психологическая подстройка к партнеру по взаимодействию
Речь идет об умение быть таким же на уровне интересов, ценностей, мировосприятия..., вызывать ощущение родственной души, "одной волны"...
"Однажды летом я продавал книги, чтобы заплатить за свое обучение в колледже. Около пяти вечера я зашел во двор фермы и завел разговор с фермером о покупке книг. И тогда он сказал мне: "Молодой человек, я не читаю ничего. Мне не нужно ничего читать. Я просто люблю возиться со своими свиньями".
Я спросил его: "Вы не будете против, если я постою рядом и поговорю с вами, пока вы ими занимаетесь?"
"Болтай, сколько хочешь, парень, - сказал он, - хотя проку тебе от этого не будет никакого. Я не собираюсь обращать на тебя внимания. Ты же видишь, я занят и кормлю свиней".
И вот, я начал рассказывать про свои книги. Будучи фермерским мальчиком, я машинально поднял с земли пару камешков, которые валялись рядом, и начал, разговаривая, чесать ими спины свиней. Фермер посмотрел на меня, остановился и сказал: "Будь кто угодно этот человек, но если он знает, как почесать свинье спину так, чтобы ей это понравилось, он уже мне интересен. Как насчет того, чтобы поужинать со мной сегодня вечером? И ты можешь остаться ночевать. Денег не нужно, и не беспокойся, я куплю твои книги. Ты любишь свиней. Ты знаешь, как они любят, чтобы их чесали..."
(
Милтон Эриксон, «Мой голос останется с вами»).