Рецензия на книгу Сергея Шабанова и Алены Алешиной

Эмоциональный интеллект. Российская практика

Рецензия написана по просьбе издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Эмоциональный интеллект. Российская практика Нужны ли эмоции в бизнесе? – с этого начинают авторы свою книгу… Эмоции- неотъемлемая часть человека и человеческих взаимоотношений, они есть всегда, только проявляются у разных людей и в разных ситуациях по-разному.

В том числе- и в мире бизнеса, который имеет свои разнообразные стороны: постоянные цели, задачи - и здесь необходимо определенное эмоциональное воодушевление (мотивация, которая на эмоциональном и потребностном уровне побуждает…), переговоры, продажи...- здесь надо уметь эмоционально подстраиваться под клиента, пробуждая в нем своим поведением, отношением, определенный эмоциональный заряд…, конфликты, инциденты...- и здесь необходимо уметь контролировать свои эмоции, уметь держать себя в руках (чтобы принимать адекватное решение).
И теперь опять: нужны ли эмоции в бизнесе? Или лучше, где и какие эмоции нужны? Или лучше, эмоции есть везде, другое дело, как ими управлять…? И не только своими, но и чужими?- в целом, этому и посвящена данная книга.

«Эмоциональный интеллект…»- модное понятие, звучит красиво, и смысл, который в него вкладывается- так же важен для людей, которые постоянно к чему-то стремятся, находятся в постоянном взаимодействии, в движении, в решении актуальных и глобальных проблем. Эмоциональный интеллект, как разумная способность управления своими (и не только) эмоциями как раз для этих целей и предназначен (определен).

Другое дело, как определен, что вкладывают в это понятие… И стоит ли как-то явно разделять понятия просто интеллекта (мыслительная деятельность) и эмоционального интеллекта, задавая какие-то изначальные приоритеты одного перед другими, если и то и другое деятельность разумной части нашего сознания (G-фактор), только касающиеся разных сторон психической и социальной деятельности… И авторы затрагивают этот вопрос, что можно отметить, как большой плюс… - хотя выводы по этим и сопутствующим вопросам где-то не совсем совпадают с моими, но это, как говорится, далеко не наши проблемы, а проблемы общей научной психологии, которая постоянно побуждает каждого, более менее вдумчивого психолога то и дело задаваться вопросами, по типу- «а как же все на самом деле устроено и как все работает?» (имеется в виду, на психическом уровне)- теоретическая психология в этом плане не знает границ…

Авторы определяют «эмоциональную компетентность» (эмоциональный интеллект) как набор определенных умений, связанных с эмоциональной сферой. А именно:
1) умение осознавать свои эмоции;
2) умение осознавать эмоции других;
3) умение управлять своими эмоциями;
4) умение управлять эмоциями других.

В целом, про это и есть данная книга, как подробное практическое руководство по развитию своего эмоционального интеллекта…

2013 © Игорь Герасимов