Игорь Герасимов

Словесные атаки: основы эффективного поведения в ситуации хамства, сарказма, оскорблений

Главное в словесных перепалках не то, что вы говорите,
главное- ваша уверенность, сила.
И ваша способность эту уверенность, силу дать всем почувствовать, показать...


Наша жизнь полна не только обычными и радостными событиями - не редко мы встречаемся и с неприятными ситуациями: на нас нападают, нас обвиняют, провоцируют, обзывают, оскорбляют, над нами глумятся, пытаются унизить… нам делают замечание, мы делаем замечание, нас обидели, мы кого-то задели… - нам приходиться защищаться от нелестных выпадов в свою сторону. От словесных нападений и последующих перепалок никто не застрахован- ни на работе, ни на улице, ни дома… - "доброжелателей" везде хватает:
словесные атаки - Вы уж как-то очень долго думаете…
- Ты какой-то бледноватый в последнее время…
- Это ты для премии так стараешься?
- Тебя никто не уважает, я знаю…
- А почему у вас такое несчастное лицо?
- А у тебя ведь пока нет высшего образования?
- И не надо быть таким впечатлительным…
- А тебя вообще не сочли нужным проинформировать- видно теряешь позиции…
- Вы что, совсем обеднели? Несчастный… сочувствую… Не можете купить себе даже обычного компьютера…
- Вы что, разбогатели? Уже такой компьютер можете себе позволить?
- Знаете, такого конфуза я от вас не ожидал…
- Ты не мог бы поменьше говорить, а побольше делать?
- Как вы могли в таком наряде на переговоры прийти!? Вы вообще думать умеете?! У вас на голове не прическа, а помойка!
- Слышишь, ты, да-да, к тебе обращаюсь. Я уже в третий раз тебе повторяю одно и то же! Похоже, ты вообще ни чего не понимешь. Ну, чего глазами хлопаешь, порасторопней надо быть.

Итак, человек идет с вами на конфликт - задевает, провоцирует, хамит, оскорбляет…
Что делать? Как себя вести в подобных ситуациях? Каким надо быть, чтобы достойно противостоять нелестным или даже агрессивным выпадам в свою сторону? И как не потерять душевное равновесие, если цепляют за важное, за живое...?

5 основных правил эффективного поведения в ситуации конфликта (словесных нападений).

1. "Вежливость - залог безопасности"

Не начинайте сами, особенно, когда того не требует ситуация…

Бывает так, что ощущая собственную правоту, люди не осознают, что сами, своей грубостью или бестактностью провоцируют скандал, а когда на грубость получают ответную грубость (естественная реакция организма), активно недоумевают от грубости и бестактности других.
Причины такого поведения см. в статье "Почему люди нападают?- провоцируют, глумятся, оскорбляют…"

2. Уверенность + Уравновешенность, эмоциональная устойчивость…

Гнев - опасная штука… он заставляет людей делать глупости… Злость, эмоции затемняют разум- соперник получает преимущество, а надо, чтобы у соперника был затемнен разум- тогда преимущество получаешь ты" (из к/ф "Gigli")

От чего зависит эмоциональная устойчивость, а именно, спокойное, уравновешенное поведение в конфликтной ситуации? Откуда она берется?

2 основных аспекта стрессоустойчивости, эмоциональной уравновешенности:
1) эмоциональная устойчивость, как особенность характера, состояние души (бессознательная уравновешенность)
2) сознательная уравновешенность, как волевая способность останавливать и контролировать свой гнев
(подробности см. в статье "Про эмоциональную устойчивость и эмоциональный интеллект")

Далее, все по ситуации...

3. Осознанность, зрелость, понимание

Ситуации разные, нападающие разные, цели у всех разные…

Поэтому всегда и везде, прежде, чем действовать, необходимо оценить ситуацию:
- оценить нападающего, его мотивы, цели
- оценить свои возможности и опять же, свои цели- чего вы сами хотите в результате данной ситуации, данных отношений?
К примеру, вас "поддевает" товарищ - как с ним поступить, если он активно нарывается?

Думайте, как себя вести- как лучше, правильней себя повести именно для данной ситуации, для данного человека, для данных отношений

Если, к примеру, на «пошел ты …!» вы отвечаете- «да пошел ты сам …!»- и "оппонент" туда ушел, а вам в принципе так и надо было, то значит тактика, в целом, была выбрана правильно.

Но не все так просто в этой жизни - не всегда и не всякого можно (и надо) «посылать»… Ко всему, есть масса и других, интересных, эффективных способов, когда и победа будет в радость, и достоинство сохраняется, и люди начинают уважать…

4. Мастерство в отражении словесных атак

словесные атаки В народе говорят… (а в народе зря не говорят), что «зло побеждает там, где добро бездействует», и именно поэтому - «добро должно быть с кулаками»… И еще много чего говорят в народе... А истина все равно одна- любишь ты драться или не любишь, а время от времени все равно приходится драться. Поэтому…, лучше уметь драться.
Т.е. эффективно управлять конфликтами, не давая возможности и себя унижать, и отношения, если надо, сохранять...

А для этого необходимо мастерски владеть полным арсеналом приемов, техник, как защиты, так и встречного нападения. Мастера словесных поединков владеют всеми способами. Про таких говорят- «палец в рот не клади»- всегда найдут что сказать.

Выделим (метафорически) следующие основные тактические методы ведения словесной борьбы:

а) психологический бокс
> "уклоны": как не поддаваться на провокации и уклониться, уйти от словесных ударов- проигнорировать или лучше, отшутиться, свести словесный наезд к всеобщему смеху, абсурду...
> защита ("блоки"): это когда удар нападающего попадает в твердую, непробиваюмую защиту, а защита в психологическом боксе- это уверенные, четкие, убедительные или предупредительные ответы
> "встречные, ответные удары": от легкого, тактичного поддевания до разной тяжести переходов на личность и интенсивного морального подавления.
б) психологическое айкидо
Это гибкое, тактичное поведение в ситуации словесных нападений, как умение снять напряжение, расслабить противника, погасить его желание атаковать, а далее- ассертивное, конструктивное разрешение инцидента, конфликтной ситуации.
в) психологическое карате
Это техники быстрого и жесткого психоподавления, когда вступать в словесную перепалку нет никакого смысла, тактичность тоже не поможет - надо быстро и четко подавить противника, сломать его дух, волю…

Ну и конечно...

5. Умение снимать стресс (если, все же, "зацепили")

И не "стаканом", конечно, а зрелостью, способностью быстро, адекватно переработать произошедший инцидент (конфликт), снять напряжение и перенастроить себя на позитивную жизненную волну.

Удачи!
2010 © Игорь Герасимов