Л. Бабушкин

"Уроки шахмат – уроки творчества и красоты"

Дети недоверчиво относятся ко всяческим правилам и запретам, ограничивающим их свободу. У детей, как известно, преобладает образное мышление, слова в их сознании не сразу обретают достаточно самостоятельную убедительную силу. Молодая воспитательница по неопытности сказала зимой ребятам, что нельзя на морозе лизать металлические дверные ручки. О результате легко догадаться. Ребенок не верит на слово, даже если это слово: ’нельзя’. Он бывает непослушным не из упрямства и ‘духа противоречия’, а потому что его сознание нуждается в образном и практическом подкреплении слов. Дети очень любопытны, они любят экспериментировать – подчас рискованно.

С возрастом это постепенно проходит, логика, опыт и знания становятся главными опорами в жизни взрослого человека. Но люди творческие сохраняют в себе толику детства. Расчетливость и рациональность, необходимость сверять свои поступки с соображениями пользы и правильности не лишают их детского любопытства и пристрастия к новому и необычному. Такие люди серьезно и уважительно относятся к общепринятым правилам и истинам, но не превращают их в догмы. Их привлекают трудноразрешимые противоречия и парадоксальные, 'сумасшедшие’ идеи... Словом, их отличают те странные приверженности, без которых невозможно никакое творчество.

Открытия не совершаются на проторенных путях. Творчество – тяжелый труд, требующий от человека максимального напряжения душевных и интеллектуальных сил, и не гарантирующий при этом ни успеха, ни славы, ни денег. ‘Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет’- говорится в шутливой поговорке.
Что же побуждает умных и талантливых людей пускаться в трудные поиски новых и необычных решений, сторонясь исследованных и испытанных путей?

Одним из основных стимулов для творчества является красота. Творческий поиск вознаграждается результатами, в которых необычность и удивительность сочетается с правильностью, целесообразностью и гармоничностью. Единство этих противоречивых свойств и вызывает эстетические переживания. Бьется ли ученый над проблемой, от решения которого зависит судьба человечества, пытается ли маленький школьник отыскать мат в два хода в трудной для него шахматной задаче – творческие усилия равно вознаграждаются красотой найденных решений. Законы творчества и красоты едины.

Великий французский математик и философ Анри Пуанкаре, много размышлявший о связи истины, творчества и красоты, пришел к такому заключению: ' Ученый изучает природу не потому, что это полезно; он исследует ее потому, что это доставляет ему наслаждение, а это дает ему наслаждение потому, что природа прекрасна. <…> Красота интеллектуальная дает удовлетворение сама по себе, и, быть может, больше ради нее, чем ради будущего блага рода, человеческого, ученый обрекает себя на долгие и тяжкие труды. <…> поиски прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного' [1, с. 293]

Развитые эстетические чувства сродни творческой интуиции. Они позволяют предугадывать истины ещё неизвестные . Красота побуждает к целесообразным действиям, прежде чем цель осознается разумом. Стремление к прекрасному помогает принимать правильное решение, восполняет недостаток данных. Академик О. К. Антонов говорил, что при конструировании самолетов большое значение придается эстетическим критериям: красивый самолет полетит хорошо, а некрасивый – плохо. [2]

“Рассудок апеллирует к прошлому, а эстетическое сознание – к будущему. Все прекрасное опережает свое время, оно как бы представительствует от лица будущего. Прекрасное – это образец и программа будущего “ [3]

Органическая связь творчества и красоты полно, и даже более зримо, чем в науке, проявляется в шахматной игре. (Недаром Рихард Рети утверждал, что в шахматах больше жизни, чем в математике) Подобно другим играм, шахматы возникли как подражание жизни. Они сопровождают человечество на протяжении многих веков и сохраняют свою привлекательность по сей день, тогда как множество разнообразных игр, возникших за это время, основательно забыты или вовсе канули в лету. А это означает, что шахматы выдержали испытание временем, сохранили свою связь с жизнью, адаптировавшись к её новым социокультурным реалиям.

Мир шахмат несравненно проще мира реального. Но он достаточно сложен и содержателен для того, чтобы совершенствуясь в шахматном мастерстве, люди обогащали бы тем самым и свои представления об объективных закономерностях самой жизни. Основные законы логики, диалектики и эстетики не зависят от области их проявления. Логика ученого и полководца, учителя и врача, предпринимателя и фермера – это та же логика, которой подчиненно и мышление шахматиста. И точно так же как нет никакой ‘отдельной’ шахматной логики, не существует и никакой ‘отдельной’ шахматной эстетики. “Вспоминая яркие партии... мы отдаем себе отчет в том, что наше восхищение ими основано на глубоком эстетическом чувстве, своеобразном, но ничем не отличающемся от чувства, охватывающего нас перед красотой здания, гармонической красотой природы или физическом совершенстве человека. “ [4, с.33]

Для детей игра в шахматы может стать одним из первых эстетических опытов , порождающих тягу к прекрасному. Ведь шахматы – доступное даже дошкольнику творческое занятие, приучающее его действовать не только по законам логики, но и по законам красоты.

Просматривая книгу И. Г. Сухина ‘Удивительные приключения в Шахматной стране’ [5] я обратил внимание на одну их задачек, составленных автором для 3-5- летних малышей. На уменьшенной шахматной доске (3х3) расположились две белые и две черные ладьи.

шахматы в школу Начинают белые. Цель игры: побить все ладьи противника (“игра на уничтожение”) Решение оказалось довольно красивым. Чтобы достичь цели ребенок должен преодолеть в себе первый порыв немедленно забрать или атаковать фигуру противника и найти тихий и парадоксальный ход, налаживающий взаимодействие белых ладей. На следующем шагу (когда у черных остается только одна ладья) ситуация повторяется, ставя под сомнение случайность первого хода и обнаруживая в нем уже некоторую закономерность и определённую стратегию. Полное торжество гармонии.
Не удивительно ли, что обучение шахматам может стать уроками творчества и красоты даже для 3-х-летних детей!

Принято считать, что в шахматах красивы не правила и принципы, выведенные из опыта игры, а только исключения из этих правил. Шахматистам, конечно, нравится, когда пешка оказывается сильнее ферзя, а катет – длиннее гипотенузы, однако такое представление о красоте неполно и весьма ограничено. Связь шахматных истин с красотой существенно сложнее, но сам факт зависимости эстетических переживаний от знаний не подлежит никакому сомнению. Например, чтобы по достоинству оценить красивую комбинацию с жертвой ферзя, необходимо знать, что потеря ферзя, как правило, ведет к поражению. Чем больше шахматных истин усваивает ребенок, тем полней раскрывается ему мир красоты. Детский ‘волюнтаризм’ противопоказан творчеству не менее взрослого догматизма.

Игра в шахматы - прежде всего эстетический (творческий!) процесс. "Логика" чувств в ней неотделима от логики мысли. Поэтому, на мой взгляд, и к обучению детей шахматам надо подходить также и как к средству эстетического воспитания.

Литература и Интернет-источники
1. Пуанкаре Анри, О науке – М., 1983. – 560 с.
2. Симонов. П., Красота – язык сверхсознания - http://n-t.ru/tp/mr/kys.htm
3. Бабушкин Л., Зачем прекрасное прекрасно? – http://proint.narod.ru/LB_book/LB_index.htm
4. Бронштейн Д., Смолян Г. Прекрасный и яростный мир – М., 1978. - 86 с.
5. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране – М., 1980. - 320 с.

Читаем так же:
Б. Блюменфельд "К вопросу о характере шахматного мышления"
Как я сделался шахматным маэстро...(анкета, опубликованная в журнале "Шахматы", сентябрь 1926 г., Москва)
Л. Бабушкин и В. Постников "Высшее назначение..." (вопрос автоматизации игры в шахматы)