E-mail: info@nrpsy.ru | Russia  

Теоретическая психология: проблемы и решения

Психология личности как точная наука? Рассуждения «зрителя с галёрки»...

интенсивное общение

Пролог
17-18 декабря 2018 г. на кафедре психологии личности Московского государственного университета им. Ломоносова состоялась Международная научно-практическая конференция «Личность в эпоху перемен: mobilis in mobili». В рамках конференции была организована дискуссия «Психология личности как точная наука?»



ДЕЙСТВИЕ 2.

Хотелось бы поблагодарить организаторов конференции за высокопрофессиональный уровень организации и необычный для конференции подход к проведению данного мероприятия, которое было представлено как пьеса в 4-х действиях. Главная ценность данного «действия» в том, что оно «взбудоражило сознание», а именно - заставило задуматься, на первый взгляд, над понятными вещами даже «зрителя с галёрки».

Мизансцена 1. Наука и точность.

Общеизвестно, что наука как область человеческой деятельности направлена на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ. И на этой основе - синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Следовательно, целью психологии личности как науки является получение объективного знания о психологических закономерностях жизни и деятельности человека, и «предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения определенных феноменов в определенных условиях» (А.Г. Асмолов).
Говоря о точности, следует отметить, что ключевыми для характеристики данного понятия являются «средство измерения», «степень (мера) приближения истинного значения». В психодиагностике данное понятие используется как оценка качества методик, «отражающее способность тонко реагировать на малые изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе обследования; ее способность достаточно точно оценивать степень развития у испытуемых тех психологических качеств, на диагностику коих она нацелена. Чем точнее методика, тем тоньше можно оценивать градации и оттенки измеряемого качества. Однако в практической диагностике не всегда нужна высокая точность оценок: практическая мера точности определяется задачей разделения испытуемых на группы - то есть, требуемая точность» (Психологическая энциклопедия). И здесь у «зрителя с галёрки» возникает вопрос: «А уместно ли использовать понятие «точность», в отношении к психологии личности как науки?».

Мизансцена 2. Психология как искусство?

Безусловно, многозначность термина «искусство», как и вышеназванных понятий, затрудняет ответ на данный вопрос. Если же исходить из общепринятого определения дефиниции данного понятия, то искусство (от церк.- слав. искусьство, ст.? слав. искоусъ - опыт, испытание) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество. Другими словами, искусство - это процесс и итог творческого выражения художественного образа. В философской энциклопедии, искусство - это форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).
Когда же мы говорим об искусстве как одном из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира, то следует обратить внимание на следующее определение данного понятия: ИСКУССТВО – это одна из форм познания действительности, общественных отношений, внутреннего мира человека, природы. Оно обогащает наш личный опыт яркими картинками жизни, учит жить, правильно оценивать все, что происходит вокруг нас, помогает выбрать себе жизненный идеал. А учит ли жить и оценивать «правильно» психология личности? Есть еще интересное определение: искусство - вид тренировки интеллекта, превратившийся в самоцель (можно сказать, самодостаточный вид тренировки). Полагаю, что искусство в отношении к психологии личности как науки, скорее всего, выступает как равноправный партнер, помогающий ей в реализации своих целей и задач.

Мизансцена 3. Психология как мистицизм?

Данную мизансцену хочется начать с молитвы старца: «Боже спасибо тебе, что открыл мне этот мир с его красотой и возможностями. Еще большее спасибо, за то, что скрыл от меня то, что я не должен видеть».
Когда из уст уважаемого мною ученого я услышала, что мистицизм, также как и наука, использует экспериментальные методы, вспомнился случай из студенческой жизни. Мои годы учебы в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов совпали с периодом популярности экстрасенсорики в России. Некоторые студенты нашего университета, увлекались экстрасенсорикой и учились на курсах Джуны Давиташвили.
Как-то утром, идя на занятия, я встретила однокурсников, которые возвращались с курсов Джуны. Не знаю почему, но я спросила: «Что летали?» - «Летали». – «Я тоже хочу! Давайте в общежитии полетаем». - «Ладно, как-нибудь организуем». Спустя некоторое время, где-то около часа ночи, я уже легла спать, постучала в дверь сокурсница и пригласила «полетать». Но мне было лень вставать, и я отказалась. На следующий день, участники так называемого «эксперимента», рассказывали, как они летели по какому-то туннелю, потом: один общался с инопланетянами, другая, прилетев к любимому за тысячи километров, увидела его в постели с другой и т.д…. Но главное то, что одна из участниц «эксперимента», чуть не умерла. Тогда я поняла, как хрупка человеческая душа. И как осторожно нужно обходиться с этим «божественным даром».

Мизансцена 4. Личность?

Начиная с зарождения наук о человеке, было предпринято множество попыток объяснения феномена личности. Столкновение мнений представителей различных направлений психологического анализа личности является закономерным следствием сложности данного феномена. Многомерность как существенная характеристика личности (А. Асмолов) не может дать единого представления о данном психологическом феномене, а также о методах и средствах исследования психологических характеристик личности. И здесь, выражаясь юридическим языком, возможны «все предусмотренные законом способы». Главное - в экспериментальных исследованиях следовать принципу «Не навреди», а в обосновании своей концептуальной позиции следовать законам логики и не допускать такой логической ошибки как «подмена понятий».

Мизансцена 5. Неопределенность?

Бросить вызов неопределённости - довольно смелый поступок. Поскольку «зритель с галёрки» некомпетентен в этом вопросе, главное действующее лицо в данной мизансцене «уровень обыденного сознания».
Существование неопределенности - неоспоримый факт. В жизни каждый человек так или иначе сталкивается с неопределенностью: «неопределенностью в отношениях», «неопределенностью, когда врачи не могут, поставить диагноз больному» и т.д… И чем дольше продолжается состояние неопределенности, неясности, тем больше возрастает степень беспокойства. Ведь в данной ситуации не знаешь, как поступить. А какую боль и страдания приносит состояние неопределенности матери, если она длительное время не получает вестей от сына, особенно если его профессиональная деятельность, связана с риском для жизни и здоровья!
Здесь могут помочь лишь такие психологические феномены как вера, надежда, любовь, которым психология личности не уделят должного внимания.
В логике термин «неопределенность» используется как недостаточная точность и ясность в выражении мысли, которая в связи с этим допускает две или даже множество интерпретаций. Предпочитая последовательность, упорядоченность, системность, «уровень обыденного сознания» в данном вопросе доверяет «научному уровню сознания».

Эпилог

«С галёрки зритель» приглашает… Федора Михайловича Достоевского:
«Человек – есть тайна. Её надо разгадать. Я всю жизнь занимался только этим. Мой «Игрок» передаёт именно эту тайну человеческой души главного героя. Что он? Кто он? Что им движет? Что творится в тайниках его сердца? Это тайна. Попытайтесь разгадать и решить эту труднейшую задачу, возможно, Вам это и удастся…». И помните, что только добро и красота спасут этот мир!

Литература

Асмолов А.Г. «Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека». Академия, Смысл 2007.
И.Т. Касавин «Энциклопедия эпистемологии и философии науки». . 2009. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». С.Ю. Гловин Словарь практического психолога1998. Академик.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Онлайн словарь Р.Ф.Академик, 2000-2018
Валерьев «Писатели и классики поздравляют с Новым Годом и Рождеством»

Источник: https://psy.su/feed/7187/
«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса - почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» Михаил Веллер («Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся любого человека, его жизни, и самое главное - его сути- тех "неведомых сил", которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее...

Публикации известных психологов на тему "Теоретическая психология: проблемы и решения"

  • Асмолов А.Г. Будущее психологии или психология без будущего: взлёт и нищета междисциплинарности
  • Асмолов А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства России
  • Леонтьев А.Н. Из предисловия к книге "Деятельность. Сознание. Личность.
  • Юревич А.В. Социальная релевантность и социальная ниша психологии
  • Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии
  • Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии
  • Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи
  • Козлов В.В. Теория и практика психологии
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века
  • Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности
  • Низовских Н.А. Во что верят российские психологи
  • Шемет И.С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности"
  • Карапетян В.С., Азизян А.Л., Салатинян С.А., Погосян Р.А. Историко-логический анализ основных концепции советской психологии
  • Кулацкая И.Н. Восприятие истории, современного состояния и перспектив развития отечественной психологии в США и России
  • О путях развития теоретической психологии...

    Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии...» решать можно и решать НУЖНО…
    Другой вопрос - «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то "КТО" этим будет заниматься и "ЧТО" в принципе нужно сделать? Читать далее...
    А также...
  • ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОГНОЗЫ (круглый стол)
  • Кто решит головоломку под названием "Как сознание связано с мозгом"?
  • Публикации известных психологов на тему ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • Борзенков В.Г. На пути к единой науке о человеке
  • Косяк В.А. Единая теория человека?
  • Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке
  • В. А. Луков Единая наука о человеке: потенции и препятствия
  • Петровский А. В. Возможности построения общечеловеческой теории личности
  • Клонингер Сьюзан Теории личности: познание человека (заключение)
  • Теория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества

    Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
    Начнем по порядку... Читать далее...

    Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера "Теории личности. Основные положения, исследования и применение" (Larry Hjelle, Daniel Ziegler "Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications", 3th ed., 1992)
  • Теории личности
  • Критерии оценки теории личности
  • Компоненты теории личности
  • Основные положения, касающиеся природы человека
  • А так же:
    * Теория гармонии (из монографии «Учение о цвете», автор проф. Л.Н. Миронова)

    Современные концепции и теории научной психологии

  • Чуприкова Н.И. Психика и предмет психологии в свете достижений современной нейронауки
  • Мотков О.И. Личность и психика: сущность, структура и развитие
  • Корниенко А.Ф. Фундаментальные проблемы психологии и их решения
  • Горбатенко А.С Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности
  • Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека
  • Рыжов Б.Н. Системная структура личности
  • Голограммы, вселенная и человеческое сознание...
  • А так же:
  • Рыжов Б.Н. Естественнонаучные и философские предпосылки развития системной психологии
  • Гераклит Эфесский и современные теоретические изыскания

  • «Психология, приближенная к реальности». Теория Человека И.В. Герасимова

    Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
    это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей -
    это и есть «психология, приближенная к реальности»

    Основное предназначение теории Человека - объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека практически в любых жизненных ситуациях... И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение...
    Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека? Читать далее...

    Публикации ученых на тему "Человеческая душа"

    "Говорите нам о душе!" – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
  • Франк С.Л."О понятиях и задачах филосовской психологии"
  • Братусь Б.С. "Психология - наука о психике или учение о душе?"
  • Зинченко В. П., Подорога В. А. "О человеческой душе и плоти"
  • Герасимов И.В. "Человеческая Душа: современная концепция"
  • курс виртуоза жизни
    Игры Виртузов
    Если эффективность - это способность достигать желаемого с минимальными затратами, то сверхэффективность - это способность достигать желаемого с максимальными эффектами. СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТЬ – это красивые, оригинальные и супер эффективные решения там, где как будто этих решений и нет…
    Как развивать в себе такую способность? - просто ПОГРУЖАЕМСЯ в атмосферу СВЕРХЭФФЕКТИВНОСТИ...
    Социальный ИНТЕЛЛЕКТ = Жизненный УМ - система-механизм, которая осуществляет нашу жизненную эффективность, а именно - все оценивает, придумывает, продумывает..., а также, хорошо разбирается в людях, в жизни, в ее разнообразных ситуациях.
    Как думает социальный интеллект высокого уровня? И, как развивать в себе такую способность думать? - ответы на семинаре
    "СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: думать, как гроссмейстер..."
    Если обычная манипуляция - это про то, как обманывать, провоцировать, пугать, подставлять..., то КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ - это философия ловкости, гибкости, находчивости... - это театр нашей жизни - это комбинации, финты, красивые, оригинальные схемы и ходы.
    Для всех, кто любит красивое, оригинальное и суперэффективное - тренинг
    "КРЕАТИВНАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ: искусство управления ситуацией и людьми".
    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ (в контексте ситуационной эффективности) - во многом неосознанная способность человека действовать эффективно, по ситуации, когда сознание не особо утруждает разум, как надо или как не надо - четко сканирует постоянно меняющуюся ситуацию и выдает наиболее правильное решение.
    Хотите проверить, кто круче импровизирует по жизни? - устроим для вас Шоу -
    "ИГРЫ ВИРТУОЗОВ ЖИЗНИ"
    выездной тренинг
    MEGAS-CLUB
    2010-2019 © Игорь Герасимов | Все права защищены | Копирование материалов только с указанием активной ссылки на источник