Игорь Герасимов

Антиманипулятор: "кто кого играет..." или уровни манипулятивной игры

Для того, чтобы хорошо играть, более того, идти на шаг впереди своего противника, необходимо в первую очередь четко понимать - "кто, как, зачем вас играет..." (это мы разбирали в статье Антиманипулятор. Искусство психологической игры или как переиграть манипулятора-комбинатора). Это помогает все учитывать и просчитывать...

Далее рассмотрим некоторые дополнительные нюансы психологической игры.

гончие Небольшой пример: заключенные сбегают из тюрьмы. За ними гонятся "гончие" (полиция). Чтобы пустить погоню по ложному следу, (уже свободные) заключенные прибегают к хитрости- перебегают железнодорожные пути прямо перед носом медленно идущего локомотива. Машинист их видит и само собой докладывает полицейским направление движения заключенных. Заключенные же, после того, как локомотив прошел мимо, разворачиваются и продолжают движение в обратном направлении, т.е. туда, откуда пришли...

Вопрос: в какую сторону побегут "гончие"?

Варианты того, что может происходить далее:
- примитивные "гончие" клюнут на уловку и побегут в указанном машинистом направлении
- догадливые "гончие" поймут уловку (зачем заключенные так явно засветились) и побегут в обратном направлении
- умные "гончие" оценят все нюансы ситуации и зная, к примеру, что среди заключенных мастер "развода", аферы и карточной игры, поймут, что после такой уловки преступники могут побежать в любую сторону (поскольку знают, что "гончие", которые гонятся за ними умеют думать, сами мастера игры).
Теперь вопрос другой- какого уровня игроки? Насколько умеют просчитывать игру (учитывая все нюансы) и встречные ходы.

Т.е. продвинутые заключенные могут побежать в том направлении, в котором они пробежали перед поездом, а типа умные "гончие" побегут в обратном. А более продвинутые, будут более тщательно изучать ситуацию, или организуют погоню по всем возможным направлениям.

игра в покер Другой пример - игра в покер.
Когда один из игроков блефует, он нервничает и при этом у него подергивается глаз. Понимая это, можно легко распознавать, когда тот блефует, а когда нет.
Совсем другое дело, когда этот игрок начинает специально подергивать глазом, вводя партнеров по игре в заблуждение, а те, в свою очередь, поддаются на уловку (инсценированный блеф).
А как будут развиваться события, если партнеры по игре разгадают такой маневр? А что будет, если манипулятор поймет, что они знают, а они, в свою очередь, этого не знают? (а если знают, и манипулятор тоже знает, что они знают?)

Речь далее пойдет об уровнях скрытой манипулятивной игры, когда, к примеру, одни думают, что они играют, а на самом деле их играют, просто потому, что одни играют в шашки, а другие, с самого начала, в шахматы...

Итак, есть игра в слепую, когда вы знаете, что вами манипулируют, что-то против вас замышляют, но не знаете "кто", либо "как" (обозначим это, как первый уровень манипулятивной игры).
А есть игра, когда сам зачинщик игры (манипулятор) становится "слепым", просто потому, что вы знаете, что он с вами играет, а он, в свою очередь не знает, что вы знаете, и вы, принимая игру, уже сами его играете, идя на шаг впереди... (и это у нас будет второй уровень манипулятивной игры).

Разберемся подробнее...

Контригра в скрытую: второй уровень манипулятивной игры

"Ты думаешь, что ты играешь, а на самом деле тебя играют…" (из к/ф «Револьвер»)

Соловей-разбойник "Осведомлен - значит вооружен..."
Пример. "Директор крупного строительного холдинга серьезно проворовался и решил все свалить на главного бухгалтера холдинга и своего заместителя. Для этого он нанял через начальника службы охраны холдинга наемного убийцу, безработного гражданина Кривенко. Однако директор не учел тот факт, что начальник охраны приходился шурином главному бухгалтеру (директор об этом просто не знал)... Результат- убийцу перекупили, дав ему на 10 долларов больше" (из к/ф "Соловей разбойник").

Другой пример: у кого-то в офисе ставят жучок (против него собирают информацию, ведут какую-то свою игру). Первый уровень игры предполагает, что человек не знает, что против него что-то замышляют, используя полученную информацию.
Совсем другое начинается, когда жучок находят, и вместо того, чтобы в порыве его снять и выкинуть, начинают сами играть, подкидывая дезинформацию, уводя противника в ложном направлении.

Т.е. разгадав "кто, как, зачем и какую игру против вас ведет", вы не раскрываетесь, и не начинаете открыто вести борьбу, устраивая разборки и выясняя отношения (не мало случаев, когда именно такие прямые разговоры и оставляли порядочных людей в проигрыше, а в ситуации "дворцовых переворотов" и вовсе без головы), а начинаете свою, скрытую контригру. И это как раз и есть тот случай, когда манипулятор думает, что он всем управляет, всё контролирует, на всё влияет, а на самом деле уже его ведут, его играют…

Русская игра Пример из к/ф "Русская игра"
В Россию приезжает известный итальянский аферист-катала Лукино Форца. Цель- "покатать" в карты русских богатых лохов-чудаков. И у него это получается до поры до времени, пока он не встречает на своем пути троицу наших "лохов"- шулеров (Швохнева, Кугеля и Утешительного).
Пособирав друг о друге информацию, понаводив справки, они признают друг в друге мастеров своего дела. Договариваются поработать вместе, а далее... Форц оказался доверчивее и глупее, а наши, соответственно, дальновиднее и хитрее: Форц, предполагая с помощью нашей развеселой троицы добыть себе необходимую сумму денег, а наши с помощью доверчивости и наивности Форца отобрать у него все имеющиеся у него деньги. Разыграв велеколепную театрализованную комбинацию, итальянец остается ни с чем, а наши развеселые ребята уезжают "гастролировать" дальше...

Как раз тот случай, когда одни играют в шахматы, а другие, по наивности, в шашки... И поэтому всегда актуально правило: не играй с умными, как с лохами (дураками) - сам останешься в дураках (а умные, при этом, любят "включать дурака", к примеру, для того, чтобы ввести соперника в заблуждение, выяснить информацию, или понять, насколько он сам умен или лох).

А что было бы в данной ситуации, если бы Форц был чуть-чуть повнимательней и попроницательней, т.е. понял, что его играют?- получилась бы более сложная и интересная, другого уровня игра, когда необходимо более тщательно все продумывать и придумывать...

Скрытая игра в открытую: третий уровень манипулятивной игры...

"Io so che tu sai che io so..." (я знаю, что ты знаешь, что я знаю...)

Продолжим историю про "жучок": как могут развиваться события, если, к примеру, тот, кто установил жучок знает, что "объект" все знает, и толкает ему дезинформацию, т.е. начал против него свою игру?
А что будет, если "объект" знает, что он все понял, и поэтому знает?- получается третий уровень манипулятивной игры - скрытая игра в открытую, когда все всё (или почти всё) знают и понимают, когда все всё продумывают и придумывают... И выигрывает в такой игре тот, кто идет на шаг впереди своего противника, умеет просчитать его ходы.

И главное здесь:
а) не раскрывать свою осведомленность
б) разгадать все тонкости, замыслы, нюансы игры противника
б) и продумать свою контрманипуляцию, контригру

Спартак Пример.
Честолюбивый римский полководец Марк Красс, амбиции которого сдерживались только его врагами, отправился на разгром армии Спартака (первая битва).
Красс со своим войском расположился у подножия горы, на которой находился Спартак со своими людьми.
Спартак, собрав совещание, сказал: "Мы находимся в выгодном положении, нам не выгодно нападать- мы будем ждать, когда на нас нападут первыми… "

Красс, собрав свое совещание, сказал: "Спартаку не выгодно нападать, он будет ждать нападения от нас и мы дадим ему это нападение… Но пустим часть своих войск с флангов и с тыла, и разобьем армию Спартака".

В свою очередь Спартак, просчитав этот хитроумный план, устроил засаду тем, которые нападали с флангов и с тылу- и как результат, разбил армию Красса по частям…
А что, в такой ситуации было бы, если бы Красс думал бы так же, как Спартак?

Отличные примеры подобных, сложных, многоуровневых игр продемонстрированы в кинофильмах "Отпетые мошенники" (Cash, 2008), «Отпетые мошенники» (Dirty Rotten Scoundrels, 1988), "11, 12, 13 друзей Оушена" (11, 12, 13 Ocean's Eleven (2002...) и многих других, где есть поединок, интрига, афера, игра...



2013 © И.В. Герасимов