Игорь Герасимов

Нестандартные методы воздействия: как сбить с толку непонятным (часть 2)

Продолжение... Начало Нестандартные методы воздействия: как сбить с толку непонятным (часть 1)

"Мудрые" высказывания…

мудрость - "Мы люди чести, а честь без уважения, как телега без лошади..."

- "Совесть ищет идеалы, а разум их создает…"

- "Наша жизнь – мифическое покрывало майя, опускающееся на глаза смертных и показывающее им мир, о котором нельзя сказать, что он существует или не существует. Ибо он подобен сну, подобен солнечному блеску на песке, который путник издали принимает за воду, или же за обрывок брошенной веревки, которая кажется ему змеей"...

- "На стезе порока люди слепнут, сынок…"
- паренек хлопает глазами... (герой Игоря Косталевского в сериале «Усадьба»)

- "Спелый плод не надкусил возлюбленный…- нетронутое яблоко иссохло на ветру"… (японская поэзия)

- "Хруст хрустали- живем один раз..."- ???

- "Путь праведника труден, ибо препятствует ему себялюбивые и тираны из злых людей. Блажен тот пастырь, кто во имя милосердия и доброты ведет слабых за собой сквозь долину тьмы, ибо он именно и есть тот, кто воистину печется о ближнем своем и возвращает детей заблудших. И совершу над ними мщение наказаниями яростными, над теми, кто замыслит отравить и повредить братьям моим. И узнаешь ты, что имя мое Господь, когда мщение мое падает на тебя".
(к/ф «Криминальное чтиво»)

В то время, как сознание оппонента занято осмыслением ваших мудрых изречений, смысл которых, опять же, не так просто быстро осознать… вы можете сделать необходимые вам внушения (которые должны прочно и на долго врезаться в мозги)... или дать простую, четкую и ясную команду к действию...

- Вы волнуйтесь. Я взволнован не меньше, чем вы. В мире все вещи взаимосвязаны. На смену свету приходит мрак. А мрак снова сменяется светом. Добро не может существовать без зла. А зло нельзя искупить без доброты. Сердце не может жить без крови. Даже если это сердце каменное. Вы должны...
(из к/ф "Искатели приключений")

Сложные вопросы, на которые сразу не легко ответить...

Сложные, не понятные сами по себе и не понятно, куда и к чему ведущие, вопросы любил задавать Сократ, желая разбить самоуверенную позицию своего умного (или типа умного) оппонента…

Прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся. Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним. Наконец, один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил:

"Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас, по-моему, ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница... Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое".

Итак, почва вспахана. Собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща искать истину" (а истину Сократ любил искать...)

Чтобы понять о чем идет речь, приведем небольшой отрывок из диалога Сократа и Менона о добродетели (Платон "Менон").
Сократ. Вот и выходит из твоих слов: если все, что бы ты ни делал, делать не без доли добродетели, это и будет добродетель; ведь ты сам говоришь, что и справедливость, и прочее в таком роде -- это части добродетели.
Менон. Что же с того?
Сократ. А вот что: я просил тебя сказать, что такое добродетель вообще, а ты не только не сказал этого, но и стал утверждать, будто всякое дело есть добродетель, если оно совершается с участием добродетели,-- так, словно ты уже сказал, что такое добродетель вообще, а я понял это, хоть ты и раздробил ее на части. Поэтому мне кажется, милый Менон, надо снова задать тебе тот же, первый, наш вопрос: что такое добродетель? Иначе выходит, что все совершаемое с участием добродетели есть добродетель. А ведь это и утверждает тот, кто говорит, будто все совершаемое по справедливости и есть добродетель. Или, по-твоему, не надо снова задавать того же вопроса? Уж не думаешь ли ты, будто кто-нибудь знает, что такое часть добродетели, не зная, что такое она сама?

Софизмы


Софистика (греч. sophistike — "искусный, хитроумный", от sophia — "мудрость"). В Древней Греции софистами называли учителей, мудрецов, а также риторов, декламаторов (лат. declamatio — "упражнение в красноречии"). Еще позднее, в эллинистическую эпоху, софистикой стали называть искусство вести спор, дискуссию.
Задача софиста, по признанию Протагора, представить наихудший аргумент как наилучший путём хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде. Отсюда негативное значение термина: словесная эквилибристика, искусство добиваться победы любой ценой, словословие, за которым нет глубины мысли...

Софизм (от греческого «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость»), в свою очередь, ложное умозаключение, опровергнуть которые с ходу не очень просто, поскольку с первого взгляда все вроде как бы логично, правильно...
Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики (это отличает его от паралогизма и апории, которые могут содержать непреднамеренную ошибку либо вообще не иметь логических ошибок, но приводить к явно неверному выводу).

«Рогатый» софизм Эвбулида: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял, значит, у тебя рога».

Или:
"— Знаешь ли ты то, о чём я хочу тебя спросить?— Нет.— Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?— Знаю. — Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь..."- ???

- "Полупустое есть то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное."

- "5 есть 2 + 3 («два и три»). Два — число чётное, три — нечётное, выходит, что пять — число и чётное и нечётное. Пять не делится на два, также, как и 2 + 3, значит, оба числа нечётные."

- "Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше."

- "Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего."


(примеры софизмов взяты на сайте Википедия)

Конфузионный транс

"Конфузионный транс" одна из техник "забалтывающего" психологического воздействия. Цель- запутать сознание, сбить с толку, и (по ходу) сделать необходимые внушения...
Из книги Сергея Горина "А вы пробовали гипноз?" и др.
«Либо говорите молча, либо молчите, говоря»; «Либо говорите тише, либо молчите громче»; «Либо говорите про себя, либо молчите вслух»; «Не слушается молча — то молчите, не слушая»; «Либо молчите громче, либо говорите молча».

"Изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многого, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю.
(Долгая пауза, затем смех в зале).
Реплика из зала: Вы можете повторить эту фразу?
С. Горин: Могу, но вы ее все равно не запомните. В ней есть ряд неправильностей, правильность применения которых создаст новую неправильность, и для того, чтобы осознать правильное использование неправильностей речи, надо говорить очень правильно (пауза, аплодисменты) Спасибо.
Самое смешное - то, что в высказываниях подобного рода есть смысл... И пока ваше сознание его ищет, я могу установить несловесный контакт с вашим подсознанием и начать вами управлять."
Сократ Менону: "Значит, человек, знает он или не знает, все равно не может искать. Ни тот, кто знает, не станет искать: ведь он уже знает, и ему нет нужды в поисках; ни тот, кто не знает: ведь он не знает, что именно надо искать".

"Конфузионный транс" в борьбе со сплетником:
«Я слышал, ты любишь говорить про то, что не слышал или слышал краем уха, и тебе не совсем понятно, что ты слышал, и тебе хочется это со всеми обсудить. Но все тоже не очень хорошо поняли, что слышали. Так зачем вам тратить время на то, что вы не знаете. Давайте я вам расскажу про то, что вы очень хотите знать, и без чего вы не можете спокойно работать…».

Далее рассказываете в том же режиме про то, что их интересует, по ходу вставляя необходимые внушения:
«Сплетни –удел не далеких, ущербных, а вы не такие», «Сплетни чреваты плохими последствиями» и т.п.
Закончить можно следующим образом:
«Теперь, когда вы что-то услышали, и вам хочется этим поделиться, придете ко мне, и в первую очередь, расскажите мне, ведь я первый должен знать, что происходит в коллективе? Или кто-то не согласен...?

Каламбуры, абсурдные высказывания

«Я о непонятном много знаю; если говорить об этом внятно, мне понятно — я не понимаю, что из непонятного понятно».

Шутки шутками, но смысл в этой фразе есть, и сознание до этого смысла пытается дойти. В результате сознание запутывается, и в это время нужно сделать внушение".

- «Я завтра буду занят, могли бы вы придти вчера?»

- «Зачем вы плачете, вас что-то рассмешило?!»

- "-Как ты себя ведёшь? Мне же нельзя расстраиваться! - Нельзя расстраиваться - раздваивайся... по типу "я вначале раздваиваюсь, а потом расстраиваюсь, по поводу того, как я раздваиваюсь…" (квартет "И")


С техниками наведения транса через "забалтывание" можно познакомиться в книге С. Горина "А вы пробовали гипноз?"

А в целом, таких примеров можно привести не мало... Впрочем, каждый и сам при желании может их придумать, смоделировать...

И напоследок, из «Песни невинности, она же – опыта» Иосифа Бродского (1972)
Красиво и со смыслом, на все случаи жизни…
мудрость

2012 © Игорь Герасимов

Читаем так же:
Нестандартные методы психологического воздействия: основные положения
Нестандартные методы воздействия: резкий переход на личность